ha1kin (ha1kin) wrote in beskomm,
ha1kin
ha1kin
beskomm

Categories:

Ги Дебор "Общество спектакля"

Наткнулся на просторах сети на книгу французского философа Ги Дебора под названием "Общество спектакля". Автор умело раскрывает сущность постиндустриальной капиталистической экономики с коммунистических позиций. Несмотря на то, что книга уже подзабыта, в ней довольно много гениальных тезисов, которые заставляют задуматься над тем, что творится в современном мире и, особенно в информационном пространстве.

Под спектаклем автор подразумевает, ту «матрицу» которая заменила в нашей действительности все процессы на всех уровнях. Спектакль проникает во всех сферы нашей жизни. Мы его наблюдаем как иллюзию выбора в политике, в магазине среди «300 сортов колбасы». Ги Дебор называет это процессом отчуждения. Человек отчужден от всех даже самых естественных процессов. Для того, чтобы продать ему эти процессы в качестве товара (Те, кто читал главу Маркса «Отчужденный труд» это уже знают). В современном обществе человек ценен только как экономическая единица. И основная задача капиталистической экономики заставить человека быть потребителем, включить его в безостановочный процесс товарооборота и покупать различные ценности за деньги. И чем большей стоимостью товар, мы приобретаем, тем высшей ценностью обладаем. Сегодня от человека отчуждено всё, даже, то что всегда было неотъемлемой собственностью последнего бедняка – его время. Сегодня нам продают время в качестве кредитов и рассрочек.

Дебор призывает нас задуматься над ценностями в жизни, о том, кто властвует в этом мире. Книга написана с марксистских («лево-радикальных») позиций и конечно же автор применяет материалистическую диалектику.

«Мир, демонстрируемый спектаклем, существует и не существует одновременно. Он является миром товара, который господствует надо всем чувственно и непосредственно переживаемым. Его мы ощущаем по воздействию на человека: он способствует не только отдалению людей друг от друга, но и отчуждению произведённого ими продукта.»

Ведь сегодня, владея огромным богатством накопленной информации и простым к ней доступом (в несколько кликов) общество оказалось не в состоянии понять, тот мир в котором живет и те процессы, которые в нем происходят. Осознаем ли мы свою жизнь? Влияем ли мы на происходящие в ней события?

Господство идеалистической либеральной идеологии в СМИ (ТВ, газетах, книгах и даже в интернете) и смягчение классовой борьбы, благодаря росту производительности труда, затмило сознание общества от осознания своих объективных интересов. Дебор указывает читателю, что плюрализм мнений скрывает за собой истину и простой обыватель оказывается дураках:

«Многие уже с серьёзным видом говорят, что истины больше не существует или, что ещё лучше, она существует, но только гипотетически. Неопровержимое враньё подмяло под себя общественное мнение: сначала ему заткнули рот, а затем и вовсе начали делать заявления от его имени. Общественного мнения больше не существует...»

Все это закономерно для капитализма, ведь еще Энгельс в «Анти-Дюринге» писал как мыслит буржуазный апологет - что раз покупатель является экспертом в товарах, а значит также он и знаток в различных науках (политике, экономике, философии и др.) и имеет свое мнение. Но мы с вами товарищи то знаем, чем мнение отличается от истины.



А изменился ли «спектакль» с появлением интернета?

Дебор описывал эпоху представительской демократии, господства телевидения, газет, время после Второй Мировой войны, время начиная с 50х годов, время побеждающего капитализма и нарастания социалистической реакции. Но сегодня мы переходим в новое время, эпоху интернета, когда мы можем объединятся в кружки по интересам и общаться напрямую друг с другом. В такую «племенную» эпоху, где у каждого нас есть возможность общаться в сообществах по интересам. Можно ли сказать, что реальность, описанная Дебором уже не играет такую значительную символическую роль?

Бесконечные обсуждения событий в социальных сетях, форумах, блогах не только не уничтожают телевизионные новости, но и многократно усиливают их. Именно интернет придает разностороннюю огласку информационным событиям, чего телевизор сделать не в состоянии. Отчуждение достигло настолько высокого уровня, что, то что происходит на экране становится для зрителей важнее и «реальнее», чем то, что происходит в реальной жизни.

Какой же выход из этого «спектакля»? А выход в нас самих, мы должны перестать быть простыми потребителями. На данном историческом этапе мы должны учиться, воспитывать детей, учить близких, создавать кружки, вести агитацию и пропаганду, вершить свою собственную судьбу, а не быть просто поглотителями зрелищ. Чтобы разбираться в политике и экономике, нужно много работать и уметь критически мыслить.

Противоречия в капиталистическом способе производства никуда не исчезли, учитесь, развивайтесь, чтобы не быть «глупенькими жертвами обмана». Я рекомендую данную книгу к прочтению, и думаю, что, каждый сможет подчеркнуть интересные для себя мысли. За 50 лет книга не потеряла своей актуальности.

Книга состоит из двух частей, первая написана в 1967 году и называется «Общество спектакля», а вторая в 1988 году «Комментарии к обществу спектакля».

М. Ганиев

Tags: Ганиев, Дебор, август 2017, идеология, капитализм, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments