sockomm (sockomm) wrote in beskomm,
sockomm
sockomm
beskomm

Categories:

Автоматизация. Часть 3

Итак, давайте рассмотрим, какие формы автоматизации существуют в повседневной жизни общества, с чем уже сегодня сталкивается человек, независимо от своей профессиональной деятельности?



АВТОМАТИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СФЕРАХ

“Госуслуги”

Пожалуй, большинство из нас уже знакомы с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Зарегистрировавшись в этой системе и подтвердив свою личность посредством предъявления документов, ее удостоверяющих, человек приобретает возможность подать заявку на получение той или иной услуги без посещения самого ведомства, ее предоставляющего. Например, направить заявление на получение или замену паспорта, водительских прав, иных документов. Конечно, сам документ сегодня пока еще приходится получать в бумажном или пластиковом формате, но разговоры об электронных паспортах появились не на пустом месте. Как могут вспомнить автовладельцы, разговоры об электронных полисах ОСАГО оказались вовсе не пустыми разговорами - то, что помогает без существенных потерь экономить на материалах и рабочей силе, или тем более получить прибыль, как правило реализуется не так медленно, как кажется порой скептикам. То же касается и Паспорта технического средства (ПТС) - сегодня электронные паспорта уже вошли в нашу жизнь, пусть со скрипом и ломкой некоторых шестеренок в устаревшем механизме документооборота, но то, что удобно, всегда быстрее закрепляется в жизни общества. Особенно интересно, что можно отметить в системе ЭПТС, это история ТС. ЭПТС теперь содержит информацию не только о владельце (хотя, с этим даже еще и проблемы бывают, причем и со стороны ГИБДД), но и информацию о ДТП, техосмотрах и ремонтах. То есть процесс приобретения автомобиля становится с этой стороны более прозрачным и безопасным для покупателя (как минимум значительно сужается круг лиц, имеющих техническую возможность искажения информации).

В электронном виде можно получить информацию о состоянии пенсионных накоплений, в электронном же виде с 2020 года начали вести трудовые книжки работающих граждан - вся информация по кадровым перемещениям сегодня оперативно поступает в Пенсионный фонд.

Те люди, которые достаточно часто совершают юридически значимые сделки, регистрируют собственность и т.п., давно пользуются Электронной цифровой подписью, которая является полноправным аналогом подписи личной, и это существенно расширяет функционал системы ЕСИА для таких людей. Причем для юридических лиц уже планируется пилотный проект по бесплатной выдаче электронно-цифровых подписей самой ИФНС, минуя операторов-посредников.

Также, в системе можно подать заявление на получение пособия, поставить ребенка в очередь в детский сад или школу, подать заявление на регистрацию брака или на развод, записаться на прием ко врачу, подключить блок ЖКХ для получения сводной информации по расчетам, в онлайн режиме оплатить счета или госпошлину, штрафы (со скидкой) и многое, многое другое… И это только возможности для физических лиц, а кроме этого, ЕСИА давно уже расширила функционал и для регистрации юридических лиц, и для взаимодействия уже зарегистрированных юридических лиц с различными ведомствами: ПФР, ФСС, ИФНС и другими через систему “одного окна”.

А недавно система начала рассылать приглашения и на тестирование электронного голосования. Можно спорить о преимуществах такой формы голосования, но в любом случае она ничем не хуже бумажной его формы.

Заявленные возможности системы, как мы можем видеть, весьма и весьма велики, но нужно сразу отметить ряд проблем в реализации этих возможностей:

1. Далеко не во всех городах и регионах можно получить все задекларированные услуги в электронном виде. Это зависит и от финансовых возможностей ведомств “на местах”, от их технической оснащенности, и от квалификации кадров. Таким образом, единой системы как системы "для всех" пока не существует, она охватывает лишь часть страны и в далеко не полном объеме возможностей.

2. Система в большом числе случаев не является системой “одного окна”, зачастую происходит перенаправление непосредственно на шлюзы для обращения в то или иное ведомство. Собственно, это и понятно - не стоит отождествлять название сайта “Госуслуги” с системой, название которой само по себе свидетельствует о том, что это - попытка “сшить лоскутки”, предоставляя единый вход в различные (автономные) системы. Таким же способом можно теперь завести личный кабинет (посредством ЕСИА) и в страховых компаниях, и в некоторых других учреждениях.

3. Системы сочлененных таким образом ведомств разрабатывались автономно и нацелены на решение специфически ведомственных задач так, как их видели организаторы, функционеры. Эта автономия и специфичность обусловлена расположением ведомств в системе госструктур и их нестабильностью в силу регулярного реформирования, напрямую зависящего от бюджетирования тех или иных социальных сфер. Следовательно, возникает определенная проблема синхронизации баз данных, частоты их обновления и обеспечения сохранности при взаимодействии различных систем. И тут можно предположить с большой долей уверенности, что экономия на “чиновнике в кабинете” зачастую уравновешивается расходами на дополнительного it-работника. С другой стороны, с большой долей вероятности, наличие системы ЕСИА станет тем опорным пунктом, из которого будут исходить при создании или изменении подключаемых сторонних систем, таким образом, совместимость будет расти, системы будут стремиться к единообразию для нормального функционирования.

4. ЕСИА наглядно показывает объективную внутреннюю разрозненность "единого" в форме самостоятельной регистрации гражданином во всех необходимых ему для жизни в обществе ведомствах. Потому, что человек живет в обществе, получать медицинскую помощь, образование, социальную поддержку и т.д. - это естественно, но в таком случае необходимые госструктуры априори должны иметь его данные. И все же сегодня представлять их приходится самому человеку - и в различные ведомства: межведомственного обмена информацией (или тем более единой базы) практически нет, хотя это и было бы проще и логичнее.

Медицина

Как уже упоминалось выше, сегодня к врачу медучреждения можно записаться через интернет, но речь в разделе о медицине, конечно, не об этом, а об электронной медицинской карте пациента, о единой базе данных (независимо от территориального расположения того или иного медучреждения), об автоматизации самих лечебных процессов. На сегодняшний день такие системы существуют в основном в платных клиниках - в бюджетных учреждениях, как правило (за редким исключением), все по старинке: задрызганные, вечно теряющиеся карточки, нечитаемые диагнозы и рецепты…

Что же можно сказать об автоматизированной системе медицинских учреждений хотя бы в общем виде, как они существуют сейчас?

Во-первых, это единая база данных, благодаря которой пациент, однажды обратившийся в клинику, попадает в базу данных, и его история (анамнез, диагнозы, результаты анализов и т.д.) становится доступна любому специалисту, к которому человек обратится в другое время и даже в другом городе.

Во-вторых, это максимально быстрый сбор информации для лечащего врача: например, пока пациент выходит из рентген- или узи-кабинета, врач уже может ознакомиться со снимками и прочитать заключение специалиста. С анализами дольше, в силу специфики самого процесса исследований, но в любом случае гораздо быстрее и надежнее (при качественной технической оснащенности), чем бумажные листочки разных размеров, тем или иным образом передающиеся врачу и прикрепляющиеся к карте пациента.

В третьих, если вся семья наблюдается и лечится в одной клинике, врачам гораздо проще получить картину семейного анамнеза, что является серьезным подспорьем в клинической практике, особенно для выявления генетических заболеваний.

Ну и конечно несложно представить результат обобществления подобных баз данных в масштабах страны - статистика, аналитика, планирование и регулирование - при наличии такой системы все это стало бы в разы проще, быстрее и эффективнее.

Это рассмотрение вопроса в рамках взаимодействия врач-пациент. Но автоматизация медицины также включает в себя и автоматизацию фармацевтической сферы, комплексов медицинского оборудования, в том числе и роботизацию[13], которая фактически началась еще в конце прошлого века[14]. Если добавить к этому различные уже существующие “умные устройства” (в форме простого браслета, например), измеряющие давление, пульс, температуру и проч., и способные передавать эти данные по сети на компьютер, то очень легко представить невероятные масштабы и полноту охвата автоматизацией всей сферы здравоохранения “светлого будущего”.

Увы, лишь небольшая часть населения может себе позволить сегодня пользоваться на регулярной основе теми возможностями, которые предоставляет автоматизация в этой сфере жизни общества. Да и цели частных медицинских клиник заключаются все же не столько в поддержании здоровья населения, сколько в получении прибыли.

Кроме непосредственно медицины, хотелось бы немного сказать и о профилактике заболеваний, которая должна лежать в основе действительно грамотного подхода к здоровью. Именно в профилактических целях существуют прививки, санитарно-эпидемиологические мероприятия, занятия физкультурой. Сегодня уже есть масса всевозможных приложений, помогающих людям, имеющим желание и возможность следить за своим здоровьем в текущем режиме, выстраивать графики необходимых нагрузок и контролировать отклонения от них. Это и шагомеры, и календари обследований с напоминаниями, и расчеты индекса веса и прочее, прочее, прочее. Фитнес-центры предлагают различные тренажеры, учитывающие кардионагрузку и имеющие несколько программ для различных целей. С использованием дополнительных гаджетов тренажеры также могут быть интегрированы в единый комплекс для повседневной заботы о здоровье или для решения возникающих проблем на начальном этапе. Сегодня это частные решения, но уже завтра они могли бы быть органично вплетены в систему здравоохранения как естественные условия для здоровья населения.

Образование

Что мы знаем об автоматизации в сфере образования? Ну, самое элементарное и знакомое всем родителям школьников, это - приложение “Дневник.ру”. В этой системе происходит выставление оценок, заносятся домашние задания, пишутся замечания, сообщения и объявления. При соблюдении регламента система подразумевает практически онлайн отслеживание успеваемости учеников, возможен контакт с учителями посредством соответствующих средств системы, создается своего рода электронное портфолио ученика. Также, на фоне пандемии, многие могли “опробовать” онлайн занятия в приложении Zoom. На наш взгляд, это негодное решение в системе общего образования как всеобщее, но как временное решение проблем, особенно в ситуациях, когда ученик может учиться, но физически не может какое-то время посещать занятия, такая форма связи - весьма полезный инструмент для поддержания непрерывности процесса обучения. Кроме этого, сегодня существует масса как полезных, так и вредных вспомогательных (цифровых) средств для облегчения процесса обучения. В числе полезных мы бы обозначили тренажеры, задачники, интерактивные уроки: при грамотном подходе эти вещи с успехом используются преподавателями в составлении авторских программ и гармонично включаются в процесс классического образования.

Все вышесказанное относится в основном к общему среднему образованию (школьному). А что с ВУЗами? Да приблизительно та же картина. В России давно уже ведется работа по оцифровке данных о дипломах, сами же электронные дипломы планировалось выдавать, уже начиная с 2021 года. Подобно системе “Дневник.ру”, в системах ВУЗов будут создавать электронное портфолио студента, хранить историю его обучения и участия в различных мероприятиях. Бумажные “корочки” будут подкрепляться солидной цифровой базой данных к ним. Таким образом, путь в образовании каждого человека уже сегодня фактически начинает заноситься в “анналы цифровой истории”.

Ну и конечно, техническая оснащенность образовательных учреждений тоже меняется. С большими трудностями, “малыми дозами”, но робототехника начинает использоваться в учебных процессах (пока лишь немногих) школ для развития интереса и инженерно-технической мысли у детей с юного возраста для их знакомства с принципами работы робототехники. Чуть более распространены роботизированные учебные модули в специализированных учебных заведениях профессионального образования.

ЖКХ

Да, даже такая сфера, как ЖКХ, поддается влиянию времени и технологий. Пожалуй, сегодня все слышали о мечтах поставщиков коммунальных услуг внедрить “умные счетчики”, передающие данные посредством сети интернет непосредственно поставщику. В силу высокой стоимости внедрения и низкого уровня доходов населения в основной своей массе, с учетом высокой степени централизации коммуникаций, эти мечты пока остаются мечтами, но тем не менее, это та тенденция, которая порождена самим уровнем современных технологий, и она будет стремиться к тому, чтобы реализоваться и стать всеобщей. К тому же некоторые технологии уже работают, и работают успешно. Пока системы “умный дом”[15] (надо заметить - лишь часть системы “интернет вещей”[16]) мало распространены не только в России, но и в самых развитых капиталистических странах. Но - хвала конкуренции! - китайские производители вовсю работают над тем, чтобы ситуация кардинально изменилась. Система “умный дом” все же потихоньку входит в нашу жизнь, пусть и по частям: в виде “умного освещения”, реагирующего на движение, систем “климат-контроль”, роботов-пылесосов, мойщиков окон и т.п….

Но, это все частные решения, речь же идет, на самом деле, о комплексных системах, внедряемых порой на этапе застройки - автоматизированные инженерные сети с установкой различных датчиков, счетчиков и прочего необходимого оборудования, полная интеграция систем как для жителей, так и для управляющей компании. Вот что, например, в качестве автоматизации управления коммунальным хозяйством в “умных домах” предлагает одна из компаний своим клиентам[17]: приложение, обеспечивающее для УК - прием показаний приборов учета, трансляцию с видеокамер, управление шлагбаумом, “интернет вещей”; для жителей - связь с УК, оплата и передача (контроль) показаний приборов учета; для мастеров и диспетчеров аварийно-диспетчерской службы - свои “личные кабинеты” для приема заявок, ведения журналов, установления таймеров исполнения, назначения исполнителя, контроля за исполнением и т.п. Если совместить удобство этой системы с удобством системы управления “умный дом” на внутриквартирном уровне, да добавить обмен данными в онлайн режиме общедомовых счетчиков с системами поставщиков электроэнергии, воды, тепла и т.п., то можно представить, насколько проще станет контроль за расходом энерго- и прочих ресурсов, быстрее и проще взаимодействие между всеми звеньями цепи - от поставщиков до конечных пользователей.

Увы, и это пока лишь призрак возможного в масштабах всего общества, в основном же большинство людей (по крайней мере, в России) вынуждены довольствоваться минимумом вроде “умного света” и возможности передать показания счетчиков посредством сети интернет.

Безопасность

Системы безопасности, пожалуй, наиболее распространенные сегодня системы, ставшие настолько привычными, что многие люди вообще не задумываются об их существовании. Эти системы, как правило, подразумевают автоматическое включение сигнала тревоги (или/и какого-либо другого реагирования) в случае срабатывания определенного триггера. Системы безопасности здания (помещения), например, это - охранные системы, пожарные, системы контроля доступа и т.п. Каждый из нас не один раз на дню мог видеть датчики, а иногда и устройства подачи воды или порошковой смеси на потолке любого здания, где бы мы не находились - так же, как и камеры наблюдения, которых сегодня становится все больше и больше. Еще в нашу жизнь незаметно и прочно вошли системы спутникового слежения, благодаря которым можно отслеживать местонахождение человека, что давно и активно используется как военными, так и органами охраны правопорядка и МЧС, а с 1 января 2017 года все новые автомобили в России должны быть оснащены системой ЭРА-Глонасс. Эта система сама в случае ДТП (от удара или при нажатии “тревожной кнопки”) передает адрес происшествия, все необходимые параметры в долю секунды записываются и передаются экстренным службам — МЧС и скорой. Нужно ли говорить, насколько полезным является это новшество?

Более продвинутыми системами являются автопилоты, системы распознавания лиц, биометрические системы, но в целом системы распознавания (или аутентификации) распространены гораздо меньше и практикуются пока в основном в сфере финансовой безопасности. Постольку, поскольку финансовая безопасность напрямую не включена в сферу безопасности жизни, подробнее на этих системах мы останавливаться не будем. Единственное, что можно добавить на эту тему к ранее сказанному, это то, что сбор биометрических данных значительно упрощает работу правоохранительных органов, а уличная система распознавания лиц становится гораздо более эффективной. Китай сегодня фактически является пионером и лидером внедрения систем контроля в общественных масштабах[18], за что одни его яростно критикуют, а другие так же яростно хвалят. Но любая система сбора и обработки данных - это всего лишь инструмент, поэтому негативные или позитивные последствия всегда непосредственно зависят от целей разработки и использования инструмента. Если смотреть на системы контроля и безопасности с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности людей “вообще”, то конечно эти системы просто необходимы; если же смотреть на такие системы с точки зрения того, кто и с какими целями ими сегодня пользуется, то негативные последствия использования таких систем становятся более очевидными и вероятными. Но как бы то ни было, повторимся, это всего лишь инструмент и сам по себе он хорош, если хорошо выполняет свои функции.

Итак, мы вкратце рассмотрели современную автоматизацию в основных сферах жизни общества; дальше речь пойдет о необходимой (и технически уже возможной) интеграции различных систем в одну, для гораздо более эффективного управления делами общества как целого. Конечно такая интеграция невозможна при текущей общественно-экономической формации - слишком много противоречивых интересов внутри общества, но тем не менее сам ход развития и общества, и технологий, отчетливо указывают на назревшую необходимость кардинальных перемен.

Б.Куприянов, ЛГ, Ю.Пыльцов
Часть 1
Часть 2

Примечания:

[13] Как робототехника изменит медицину, https://www.kmis.ru/blog/kak-robototekhnika-izmenit-meditsinu/
[14] История развития роботических технологий в медицине, https://robot-davinci.ru/doktoram/nauchnye-publikacii/istoriya-razvitiya-roboticheskih-tehnologiy-v-medicine
[15] Домашняя автоматизация, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
[16] Интернет вещей; Что такое IoT простыми словами (Интернет вещей)?, https://zen.yandex.ru/media/zeluslugi/chto-takoe-iot-prostymi-slovami-internet-vescei-5da0a4e31febd402a85dd014
[17] Комплексное решение для управляющих компаний в сфере ЖКХ, https://msk.wellsoft.pro/usluga/kompleksnoe-reshenie-dlya-upravlyaushih-kompanii-v-sfere-zhkh
[18] Не спрятаться, не скрыться: система распознавания лиц в Китае стала нормой жизни, https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7407689

Tags: Куприянов, ЛГ, Пыльцов, автоматизация, май 2021, производство, теория, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments