sockomm (sockomm) wrote in beskomm,
sockomm
sockomm
beskomm

Categories:

Автоматизация. Часть 2

Говоря об автоматизации производства, мы хотим сразу же оговорить один момент: автоматизация производства касается не только механической его стороны (работы, техники), но и неизбежно вырастает в автоматизацию процессов управления производством как целым, в том числе в автоматизацию учета и планирования. То есть автоматизация производства в виде внедрения робототехники неразрывно связана с автоматизацией процессов умственного труда, с автоматизацией учёта, контроля, планирования и (даже!) научных исследований.



АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Различают несколько типов автоматизации производства:

Машины с числовым управлением (NC)[4]

Речь идет о давно уже известных станках с ЧПУ, запрограммированных на выполнение определенных работ. Сам технологический процесс здесь осуществляется под управлением электроники, а участие человека состоит в наладке и проверке оборудования, в установке и смене заготовок. С этим нетрудно справляться одному человеку, при этом под его контролем может находиться одновременно несколько станков. Одним из преимуществ такой техники является и определенная степень производственной гибкости, так как при работе с деталями другого типа достаточно изменить программу. При этом, конечно, непосредственное участие человека в процессе производства остается весьма значительным.

Роботы[5]

Такие машины все активнее включаются в автоматизацию производства и легко справляются со сложными рабочими процессами. Роботы различаются видом, размерами, функционалом. В японской классификации[6] промышленных роботов они, например, делятся следующим образом:

- Ручные манипуляторы (управляются человеком)
- Робот с фиксированной последовательностью операций (манипулятор, работающий в соответствии с предусмотренными технологическими операциями. Информация фиксирована и неизменна)
- Робот с изменяющейся последовательностью операций (аналогичен предыдущему манипулятору, но возможна легкая замена информации, перенастройка)
- “Гибкий” робот (может повторить любую операцию после соответствующего инструктажа рабочего-оператора)
- Программируемый робот (управляется загруженной рабочей программой - положение, последовательность операций, реакция на внешние условия и т.д.)
- “Думающий” робот (самонастраивающаяся система)

Роботы низшего класса используются главным образом для сборочных операций, на конвейерных линиях массового производства точного оборудования, электрических и электронных машин, и т. д. Роботы высокого класса часто используются для сварки, для сборочных операций.

А вот в Википедии приводится еще одно подразделение роботов - коллаборативные роботы (коботы). Их основное отличие от вышеприведенных видов робототехники - направленность и проработанность непосредственного взаимодействия робота с человеком. Если классические промышленные роботы направлены на выведение человека из исполняемого процесса, то коботы направлены на автоматизацию тех процессов, где без участия человека не обойтись.

Как мы можем видеть на примере роста возможностей автоматов, развитие технологий уже сегодня достигло такого состояния, когда участие человека в цеху может быть сведено к минимуму, особенно выполнение механической работы. Что в таком случае остается на долю рабочего? Правильно, управление автоматами. Но и в этой сфере участие человека может быть значительно сокращено при помощи информационных технологий.

Информационные технологии (IT)

Эта область характеризуется применением компьютерного оснащения. Такие технологии нацелены на различные способы обращения с информацией – ее создание, получение и обработку, хранение, распространение. При использовании компьютерных технологий люди получают возможность освободиться от выполнения рутинных и сложных мыслительных операций. Причем скорость работы человеческого мозга не может сравниться с производительностью машины, правильно настроенная техника работает практически безошибочно и способна справляться с колоссальным объемом работы.

Применение систем автоматизированного проектирования

Здесь подразумевается программное обеспечение, которое подразделяется на отдельные направления – CAD, CAM, CAE. Каждое из них помогает решать узкоспециализированные задачи, и на конкретном этапе производства можно применить наиболее подходящую систему. С компьютерной поддержкой такого рода удается изготавливать сложные детали и сокращать цикл их производства.

Посредством прикладных программ создаются алгоритмы работы применяемых станков, появляется возможность проектировать изделия, прогнозировать их качество и характеристики, определять оптимальную технологию изготовления. Указанные системы помогают воплощать идеи любой сложности, а скорость и точность работы компьютерных программ способствует получению продукции высокого качества и снижению ее себестоимости.

В рамках жизненного цикла промышленных изделий система автоматизированного проектирования решает задачи автоматизации работ на стадиях проектирования и подготовки производства, основная цель создания этой системы — повышение эффективности труда инженеров.

Гибкие производственные системы (FMS)

Такие комплексы помогают совершать полные циклы изготовления продукции в условиях изменяющейся производственной среды. Система своевременно реагирует на предсказуемые или непредвиденные обстоятельства и адаптируется к ним. Например, при необходимости меняется порядок рабочих операций, корректируется дизайн изделия, упрощается сборка деталей.

Автоматизацию производства, проводимую с применением этого метода, нельзя назвать экономичной. Стоимость самой техники, а также ее установки высока. Кроме того, здесь требуется квалифицированный персонал, способный управлять таким оснащением и производить сложное предварительное планирование. Однако эти моменты компенсируются высокой надежностью системы, значительным повышением производительности труда, снижением издержек производства.

Гибкие системы помогают избежать простоев и максимально эффективно использовать рабочее время, быстро реагировать на изменения в номенклатуре продукции. Также, если обычное оборудование при возникшей поломке прекращает свою работу, то FMS способна адаптироваться к неполадкам и продолжать изготовление изделий во время ремонта.

Системы компьютерного интегрирования (CIM)

Ну и конечно, высшей степени автоматизации производства можно достичь только при условии интеграции всех действующих на предприятии сегментов. В этом случае непосредственное участие человека в производственной деятельности оказывается минимальным, а получаемая им картина - максимально целостной, что способствует оптимизации принятия решений. CIM предполагает применение компьютерных систем и для автоматизации процесса производства, и для управления.

Так, создается интегрированная информационная среда, где различные программные модули обмениваются данными между собой и с центром всей системы. При такой организации создаётся общая база данных, и пользователь через интерфейс получает доступ ко всем производственным модулям, может наблюдать за любыми нужными сегментами производственного комплекса.

В целом компьютерное интегрирование направлено на выполнение следующих функций:
- проектирование, планирование и подготовительные действия перед производством продукции;
- управление работой участков и цехов, где изготавливаются изделия;
- управление складами, транспортными системами;
- обеспечение качества продукции;
- контроль за работой системы сбыта;
- управление в части финансирования.

При компьютерном интегрировании охватывается полный спектр задач, связанных с созданием продукта. Производственный процесс значительно ускоряется, а благодаря минимальному участию человека снижается количество различных ошибок и сбоев.

АСНИ — автоматизированная система научных исследований

Программно-аппаратный комплекс (та же интеграция, но уже в сфере науки) на базе средств вычислительной техники, предназначенный для проведения научных исследований или комплексных испытаний образцов новой техники на основе получения и использования моделей исследуемых объектов, явлений и процессов. Самый простой пример, который многие видели в своей обыденной жизни, это испытания и моделирование автомобильной техники - наверняка большинство читателей видели рекламные ролики, в которых показан эффект от применения ремней безопасности в случае аварии, так вот, это весьма обыденный пример результата исследований в процессе производства. Но, конечно, это очень специфичный, узко локальный пример, относящийся именно к научным разработкам производства, сама же система АСНИ на самом деле имеет гораздо более фундаментальное значение для развития различных наук.

Наиболее эффективно применение АСНИ в таких областях науки и техники, как например:

- ядерная физика, физика плазмы и физика твердого тела, радиофизика и электроника;
- астрономия и радиоастрономия, космические исследования;
- геология и геофизика, исследования Мирового океана, экологические исследования, прогнозирование погоды и стихийных бедствий;
- биология и медицина;
- химическая технология;
- исследования сложных технологических процессов в промышленности, исследования и разработки в области энергетики;
- исследования и разработки в области транспортных коммуникаций, сетей связи и сетей вычислительных машин;
- натурные и стендовые испытания сложных технических объектов (в том числе пример, приведенный нами выше);
- экономика, социальные исследования, право и языкознание.

Границы АСНИ определить трудно, нередко в её рамках решаются частные задачи, присущие другим разновидностям автоматизированных систем: АСУ ТП, САПР, ГИС, САЕ и др. В любом случае, основной задачей АСНИ является получение новых знаний об исследуемом процессе, объекте или явлении.

Таков на сегодняшний день охват автоматизацией различных сфер жизни общества, но в данном разделе мы ограничиваемся лишь рассмотрением автоматизации процессов производства.

При этом мы должны теперь рассмотреть и другую сторону такого технического прогресса: автоматизация производства, происходящая внутри предприятия, имеет непосредственно общественное значение. В работе японских ученых “Как работают японские предприятия” приведена неплохая схема, указывающая на проблемы, связанные с развитием автоматизации и ее внедрением (см. Рис.1). Мы же, со своей стороны, добавим несколько слов о влиянии автоматизации производства на человека и общество.

Сначала мы посмотрим на автоматизацию процесса производства с точки зрения взаимодействия человек-машина: для собственника производства решающее значение имеет рост производительности труда, максимизация прибыли - при таком подходе человек (рабочий) выступает как негативный, ограничивающий возможности применения (дорогих!) машин фактор: предел возможностей по взаимодействию со стороны физиологии и психики человека, его уязвимость перед механизмом как в смысле производственных травм, так и в смысле профзаболеваний. В то же время нацеленность на получение большей прибыли за счет внедрения машин в процесс производства создает видимость ущербности, беспомощности человека-рабочего, вынуждает его максимально увеличивать свою роль во взаимодействии с машиной, пренебрегая собственной безопасностью и возможными последствиями для здоровья, фактически - конкурировать с машиной в востребованности для процесса производства, хотя в других условиях автоматизация могла бы дать возможность человеку “выдохнуть”, освободиться от непосредственного участия в производстве и посвятить свое время развитию в других сферах, например.

Если же увеличить масштаб рассмотрения автоматизации внутри предприятия, даже не заостряя внимания на капиталовооруженности компаний и их готовности вкладывать немалые средства в “высокие технологии” с долгосрочной окупаемостью, то всё равно можно увидеть, что перед обществом (не перед компанией!) встают следующие проблемы:

1. Подготовка квалифицированных кадров (проблема для компаний “извне”)

Сегодня наверное только ленивый не высказался на тему деградации средней образовательной школы - уровень подготовки школьников на постсоветском пространстве весьма и весьма неудовлетворителен, о чем свидетельствуют и отзывы преподавателей ВУЗов, сталкивающихся с новыми поколениями абитуриентов ежегодно. Но, кроме невысокого качества школьного образования, существует и проблема подготовки технических кадров - система технического специалитета и профессионально-технического образования также находится в упадке, вступая в противоречие с тенденцией мирового роста высокотехнологичного производства. Таким образом, даже при наличии возможности капиталовложений, возникает проблема кадрового голода, когда некому ни работать, ни готовить смену высококвалифицированных рабочих поколений. И если в странах-метрополиях, странах крупнейшего капитала эти проблемы решаются либо за счет вложений в образование, либо за счет "скупки мозгов” из других стран, то в странах периферии такой возможности нет, да и вряд ли будет, именно потому, что такие страны являются либо сырьевыми придатками и потому должны оставаться странами с самой дешевой низкоквалифицированной рабочей силой, либо они временно становятся источником тех самых “мозгов”, которые могут скупать метрополии для экономии на “излишнем” образовании внутри себя. В последнем случае такие страны характеризуются неразвитостью собственного производства: они либо пока ещё только стремятся развить производство и потому вкладываются в образование, либо уже утратили своё производство, но инерционные процессы замедляют неизбежный впоследствии спад расходов на образование.

Рис.1 Последствия микроэлектронной революции



В данном случае проблема действительно обнажает свой общественный характер: чтобы быть универсальным, потребляться различными видами капиталов, стать необходимой базой для дальнейшего развития в различных направлениях, образование должно быть массовым, но качественное массовое образование - дорогое удовольствие, весьма высоко поднимающее стоимость рабочей силы в стране в конечном итоге. Таким образом, это противоречие не может быть снято в попытках найти компромисс между заинтересованностью в получении максимальной прибыли и ростом налоговых сборов для организации качественного уровня общего и профессионального образования. Можно, конечно, рассуждать о существовании весьма ограниченного количества элитных учебных заведений, в которые стремятся попасть абитуриенты всего мира, но именно само существование таких “элитных” учреждений и свидетельствует о серьезных затруднениях в процессах расширения сферы высоких технологий за пределы весьма и весьма узкого круга компаний, обладающих наибольшими капиталами для реализации самых смелых проектов автоматизации. Мало компаний, обладающих достаточной капиталовооруженностью для крупных вложений с длительной окупаемостью - мал и спрос на высококвалифицированные кадры. Нужно отметить, что это не только наше понимание проблемы, эти проблемы видят и далекие от коммунистических взглядов люди[7]. И о проблеме капиталовложений в развитие высоких технологий в производстве лучше всего расскажут сами участники этого сектора экономики[8].

2. Вытеснение рабочих мест, замена человека машиной (проблема компаний “вовне”).

Один из самых больших страхов людей сегодня, крайне наглядно проявившийся во всех странах мира в результате падения экономики, к тому же усиленного пандемией, - это страх остаться без средств к существованию. Постольку поскольку человечество в основном перестало “жить на земле” в качестве крестьян, обеспечивающих себя и едой, и жильем, и одеждой (о чем мы, конечно, нисколько не жалеем, будучи людьми вполне прогрессивных взглядов), единственным источником средств к жизни сегодня является добывание (зарабатывание) денег. У капиталиста "деньги делают деньги", у некапиталистов деньги появляются в обмен на продажу своей рабочей силы. Как правило, у большинства наемных работников, безотносительно оценок “хорошо” это или “плохо” - просто так есть, нет ни начальных капиталов, ни необходимой финансовой грамотности, ни стремления заниматься собственным бизнесом, да и неизбежная монополизация рынка наиболее "успешными" компаниями минимизирует спектр возможностей для новичков. Оставшись без работы, часть вытесненных сотрудников переквалифицируется, часть перейдет на менее или совсем неквалифицированную работу, часть будет вынуждена обращаться за поддержкой государства для выживания. Здесь мы, во-первых, опять же возвращаемся к проблеме №1 в части образования - насколько реальной будет возможность переквалификации для людей? Окажется ли достаточным спрос на такую рабочую силу? Во-вторых, влияние автоматизации в перспективе приведет к изменению рынка труда уже в недалеком будущем: количество спроса на высококвалифицированных работников будет зависеть от степени развития автоматизации, охвата ею того или иного количества предприятий, то есть от необходимого предприятиям количества рабочих мест. Кроме этого, автоматизация одних производств приведет к разорению других, их менее капитализированных конкурентов, в основном мелких и средних предприятий, что, в свою очередь, увеличит нагрузку на экономику, бюджет и рынок труда. При этом автоматизация наиболее капитализированных монополий неминуемо будет вести к сокращению рабочих мест вообще, в мировом масштабе всей экономики. И нужно понимать, что автоматизация производства означает увеличение количества продуктов производства, неизбежное снижение их цены (после начального удорожания), перенасыщение рынка при одновременном снижении доходов потребителей (высвободившиеся массы) - рост прогресса в обеспечении потребностей будет фактически приводить к кризисам перепроизводства и к обнищанию больших масс людей, то есть, к совершенно противоположному результату. И об этих страхах и проблемах опять же говорят не только коммунисты: если люди умеют смотреть хотя бы чуть дальше своего собственного кармана и более-менее адекватно воспринимают общество как совокупность множества взаимных связей людей, их отношений, они не смогут не задуматься о перспективах столь серьезных изменений в обществе, как автоматизация рабочих мест[9], [10].

Таким образом, автоматизация в частной компании ни в коем случае не является частным делом: “частное дело” всегда влияет на общество и само зависит от него. Мы настоятельно рекомендуем внимательно ознакомиться с материалами по приведенным ссылкам, так как проблемы, освещенные нами, не являются занудным очернением достижений прогресса буржуазного общества, это всего лишь констатация очевидных фактов и выделение тенденций, которые причиняют беспокойство не только коммунистам. Разница лишь в том, что сегодня буржуазные экономисты и политики ищут компромисс между тенденциями взаимного уничтожения со стороны роста НТП[11] и прибыли, а коммунисты говорят о том, что именно капитализм с его нацеленностью на прибыль по формуле Д-Т-Д` (вкладывать деньги в производство товаров ради получения большего количества денег) давно стал настоящим тормозом прогресса и процветания человечества. Если в начале истории люди производили тяжким трудом весьма и весьма скудные по количеству и качеству средства к жизни, то сегодня для обеспечения жизни у людей есть технические возможности как для избавления от тяжкого непосредственного труда, так и для полного удовлетворения самых разнообразных потребностей: как базовых для поддержания биологического существования, так и духовных для всестороннего развития личности и свободного творчества. На тему превращения труда из средства для поддержания личной жизни в труд как творчество, в жизненную цель, мы процитируем несколько абзацев из очень интересной работы западных авторов, которые относят себя к “радикальным левым”:

“Наша жизнь все сильнее структурируется вокруг самореализации в конкурентной среде, а работа становится основной магистралью для достижения этой цели. Труд, каким бы вредным, низкооплачиваемым или обременительным он ни был, все равно считается высшим благом. Это, как мантру, повторяют системные политические партии, а также большинство профсоюзов, в сочетании с риторикой о возврате людей к труду, важности работающей семьи, сокращении пособий, чтобы «работать стоило». Параллельно в культуре происходит демонизация тех, кто не работает. Газетные заголовки обвиняют получателей пособий в никчемности, телевидение раздувает сенсации, в центре которых находятся бедняки, и издевается над ними, и конечно, публике постоянно напоминают о мошенничестве с пособиями. Работа стала центральной составляющей нашего восприятия самих себя — настолько, что при мысли о том, что можно работать меньше, многие спрашивают: «Но что же я тогда буду делать?» Тот факт, что большое количество людей не может даже представить себе осмысленной жизни вне работы, показывает, до какой степени наше сознание заражено трудовой этикой…

Работа прочно встроилась в нашу идентичность и стала единственным средством подлинной самореализации. Например, при приеме на работу, как известно, худшим ответом на вопрос «Почему вы хотите получить эту работу?» будет: «Из-за денег», даже если это так и есть. В современной сфере услуг это явление выражено особенно ярко…. В основе идеологии трудовой этики лежит связь вознаграждения со страданием. Куда ни посмотри, людей принято заставить пострадать, прежде чем они получат вознаграждение. Эпитеты, которыми наделяют бездомных попрошаек, демонизация сидящих на пособии, запутанная бюрократическая система, выстроенная для получения льгот, неоплачиваемый «опыт работы», требуемый с безработных, садистское наказание тех, кто якобы получает что-то бесплатно, — все это выдает простую истину: в современном обществе вознаграждение получают ценой труда и страданий...Во времена, когда существование человека было сопряжено с нищетой, болезнями и голодом, стремление наделить страдание смыслом могло иметь функциональное объяснение. Но сегодня от этой логики следует отказаться и признать, что мы преодолели необходимость укоренять смысл в страдании. Труд и сопровождающее его страдание не нужно превозносить… Капитализм требует, чтобы люди своим трудом зарабатывали себе на жизнь, однако все менее способен создавать рабочие места…

Сегодня только 13% опрошенных во всем мире находят свою работу увлекательной. Ослабленные физически, истощенные душевно и социально, большинство людей испытывают на рабочем месте колоссальный стресс. Для них работа не сопряжена ни с каким смыслом, чувством самореализации или искупления — это просто то, что позволяет оплачивать счета…

Левые XXI столетия должны поставить перед собой задачу лишить труд его первостепенного значения. В конечном итоге перед нами стоит выбор: воспевать труд и рабочий класс — или избавиться от обоих. Первая позиция характерна для народной политики, которая придает большую ценность работе, конкретному труду и ремеслу. Однако подлинно посткапиталистической позицией является вторая.”[12]


Общественная собственность на средства производства, автоматизация производственных процессов и создание автоматизированного комплекса всех производств, а также автоматизация других сфер жизни общества (коммуникации в первую очередь) - вот то, что объективно, по фактам, может человечество сегодня и чего оно еще не могло сто - сто пятьдесят лет назад, в начале эпохи социалистических революций.

Об автоматизации в области коммуникаций, в социальной сфере и о проблемах такой автоматизации мы поговорим в следующем разделе статьи.

Б.Куприянов, ЛГ, Ю.Пыльцов
Часть 1

Примечания:

[4] использованы материалы с сайта 1С.БИТ “Автоматизация производства: системы, их назначение и разновидности”
[5] Ро́бот (чеш. robot, от robota — «подневольный труд») — автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе.
[6] Как работают японские предприятия. Сокр. пер. с англ./Под ред. Мондена Я. и др.; Науч. ред. и авт. предисл. Бобрышев Д.Н. - М.: Экономика, 1989. -262 с.
[7] https://robogeek.ru/authors/barahtin-artyom-vladimirovich/problemy-robotizatsii-otechestvennyh-predpriyatii-s-tochki-zreniya-robotostroitelya-chast-1
[8] https://robogeek.ru/authors/barahtin-artyom-vladimirovich/problemy-robotizatsii-otechestvennyh-predpriyatii-s-tochki-zreniya-robotostroitelya-chast-2
[9] https://www.rbc.ru/newspaper/2018/03/30/5abcc7729a7947e437dc77a7
[10] https://novayagazeta.ru/articles/2018/03/22/75899-deshevaya-rabsila-kozyr-proshlogo
[11] научно-технического прогресса
[12] Срничек Н., Уильямс А. - Изобретая будущее. Посткапитализм и мир без труда - 2019

Tags: Куприянов, ЛГ, Пыльцов, автоматизация, май 2021, марксизм-ленинизм, производство, теория, экономика
Subscribe

  • Димитров о тактике трудящихся

    Георгий Димитров (1882-1949) — коммунист, революционер, деятель болгарского и международного рабочего движения. С 1935 и по 1943 годы…

  • Маркс о взаимосвязи производства и потребления

    Карл Маркс (1818-1883) - основоположник научного коммунизма, революционер, учитель и вождь международного пролетариата. Итак, производство есть…

  • 80 лет Битве за Москву!

    80 лет назад, 30 сентября, началась Московская битва. Дело было в далеком 1941 году, сама битва продолжалась полгода, и значение данного события…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments