sockomm (sockomm) wrote in beskomm,
sockomm
sockomm
beskomm

Categories:

О мультфильме "Душа" и о смысле жизни

Недавно в мировой прокат вышел очередной диснеевско-пиксаровский анимационный фильм с броским названием - "Душа" (Soul). В российском прокате мультфильм собрал более 1 млрд рублей, поэтому было бы интересно понять секрет его успеха и увидеть на какие же важные вопросы, по заверениям создателей, ответил данный анимационный фильм?



Сюжет “Души” завязан на злоключениях возрастного среднестатистического афроамериканца (первый мультфильм Pixar с участием афроамериканского героя), который обожает джаз (специалисты установили, что аудитория готова поддержать именно музыканта). Но его музыкальная карьера джаз-пианиста закончилась не начавшись, поэтому герой перебивается преподавательской деятельностью то ли в музыкальной школе, то ли в обычной школе в музыкальном классе на полставки, а сам не оставляет надежд о более-менее большой сцене.

Вскоре Джо Гарднер, так зовут главного персонажа, сталкивается с дилеммой: принять предложение школы - работать на полную ставку спустя много лет частичной занятости или исполнить свою заветную мечту и стать профессиональным джаз-музыкантом, чтобы выступать в Нью-Йоркских клубах с известной джаз-бандой? Джо делает рискованную ставку на будущую известность и перед ответственным выступлением случайно умирает! Что ж, завязка действительно неожиданная.

Душа его, как водится в людских суевериях и религиях, отделяется от тела и попадает в безвременное межпространство, где души (в мультфильме одновременно и человеческие характеры) производят и по истечении срока годности на Земле - в бренном мире - утилизируют в "небренном", и так по кругу. Но цель данной заметки не в пересказе анимационного произведения.

Чему учит диснеевско-пиксаровский мультфильм в столь неспокойное время как для мира, так и самих США? Да ничему он не учит (в прогрессивном смысле), а забивает обывательской пропагандой головы молодых и немолодых зрителей. Ничему особо не научился и главный герой - бездетный великовозрастный себялюб-неудачник. Оцените, насколько "хороши" его последние слова перед долгожданной отправкой на Землю высшими существами, работа которых по сути, даже в представлении голливудских сценаристов, мало чем отличается от работы современного офисного планктона или бизнес-тренеров из отдела обучения:

- Уже знаете, чем займетесь? Чему посвятите жизнь?
- Я не уверен… Но точно знаю, что буду наслаждаться каждым мгновением!




Так, после обработки голливудской пропагандой, извините, после просмотра мультфильма в зрительном зале рождается потребитель-оптимист.

К чему в итоге свелась полезная работа героя в реальном мире? К тому, что он переубедил сам-себя, что его жизнь прекрасна! Джаз, пицца, чупа-чупс и семечка-вертолетик, упавшая с дерева, - вот те недостающие пазлы, которые помогают на экране пересложить неудавшуюся, по признанию главного героя, жизнь среднестатистического афроамериканца в удавшуюся! А значит, и твою жизнь, зритель, можно запросто пересложить, раз у такого неудачника получилось.

Мы слишком мало, по мнению сценаристов, уделяем внимания мелочам. Не смотрим на красивый закат, не радуемся в должной мере вкусному пирогу в кафе, не хотим познавать старых друзей с новых сторон, не видим в рутине будничных дел крупицы прекрасного. Кто спорит, в себе эти качества нужно воспитывать. Но не достаточно лишь оглянуться вокруг, излить душу родственнику, другу, парикмахеру, сделать новую прическу, купить новый костюм, чтобы стать другим человеком, чтобы изменить жизнь! Да и заветные мечты, к которым ты стремишься (играть в известной джаз-банде, например), могут быть обманками. Об этом исподволь заявляют и сценаристы. Они - концерты в прокуренных клубах перед пьяной публикой - тоже оказываются лишь рутиной, но на другом уровне или в другой плоскости, о чем и говорит известная джаз-дива нашему учителю музыки.

- 100 раз играешь, а на 101 такой успех… Соберемся здесь снова завтра и все повторим.

Но мультфильм не призывает к радикальным изменениям, к действиям во имя чего-то. Скорее он несет посыл - притормози-сникерсни! Переосмысли не жизнь как таковую в ее взаимосвязях и многообразии, а то, что ты делал. Найди крупицы прекрасного в своем опыте и держись за них - лучше ведь не будет. Не ровен час, отчалишь в мир иной, а вспомнить-то нечего. А если жизнь не заблестела новыми красками, притормози и сникерсни еще раз, повторяй до тех пор, пока не заблестит. Съешь еще пиццы, поговори с мамой о сокровенных мечтах, пососи чупа-чупс, только теперь глядя на закат. Прочувствуй момент! Круто ведь?!

На самом деле, мы, современные обыватели, захлебываемся в бытовых и потребительских мелочах, а цели, которые мы ставим, тщедушны и алчны (айфон, машина, квартира, отпуск за рубежом, женитьба). А самое интересное, что эту зашоренность прививает нам капиталистическая система, тот способ производства и объективные законы, которые им порождаются, а также буржуазные институты и культура.

Высокомерно думая, что всплывшая из недр нашего сознания идея исключительно индивидуальна и неповторима, на поверку же обнаруживается, если мы стремимся это обнаружить, что пришла она в голову тысячам и тысячам людей в разных концах буржуазного света, что культивировалась она всем течением жизни, в том числе не только агрессивной рекламой, но и "детскими" мультфильмами. И эти тысячи и тысячи человек поступят исключительно по шаблону: возьмут попкорн в кинозал (чего не было в СССР), кардинально сменят имидж или захотят играть в джаз-клубах вместо того, чтобы преподавать музыку детям.

И к этому их подтолкнут объективные законы капитализма. Ведь быть учителем не так прибыльно, а значит, не так уважаемо в буржуазном обществе, как быть джаз-поп-рок-звездой или частным предпринимателем (мама героя мультфильма, кстати, владеет своим небольшим ателье с двумя наемными работниками, и сама в нем работает). Дмитрий Анатольевич не даст соврать, не зря бывший премьер советовал учителям за деньгами отправляться в бизнес. Только забыл предупредить, что об этом давно догадались "сами" тысячи и тысячи человек. Что некоторые из счастливчиков плотно заняли свои бизнес-ниши, стали олигархами, и потеснить таких жирных ежей голой… ну, вы поняли, простым смертным никогда не удастся. Что поделать - "честная" конкуренция, да здравствует невидимая рука рынка и т. п.

Но зритель скажет, что мультфильм не об этом, что мама-предприниматель уговаривает своего великовозрастного сына спуститься с небес на землю, стать учителем музыки на полную ставку, за которой последует социальный пакет, медстраховка и пенсия. Тем более отобьются ее финансовые вливания на образование сына.

- Кого-кого, а учителей миру не хватает, точно, - с пафосом заключает мама.

Но дальше заботы о сыне, о его карьере мысли мамы не идут, хоть и вещает она о нехватке учителей. Их действительно не хватает, но немногие хотят ими становиться или оставаться, не видят самореализации (читай достатка и уважения), даже если по призванию - преподаватели, к чему и свелась параллельная миссия главного героя мультфильма. Но призывает ли медиа-монополия Диснея становиться учителями своих зрителей, получать знания и нести их в массы? Нет, медиа-монополя просто призывает довольствоваться малым и не мечтать.

А хватает ли капиталистической стране ветеринаров, которые мечтали стать ветеринарами? Так, еще один герой второго плана, барбер из парикмахерской, не смог после службы в морском флоте, где скопил денег на учебу, оплатить свое ветеринарное образование. Помешала болезнь дочери, и деньги пришлось отдать на ее лечение. А того, что осталось, хватило лишь на курсы парикмахера, которые стоили дешевле ветеринарных. Но человек не унывает и довольствуется той профессией, что уготовила ему капиталистическая действительность с платной медициной и платным образованием. Вот он - буржуазный идеал!



Попрошайка из мультфильма (к ним же нужно привыкать с детства), что поет в переходе метро чудесным голосом, конечно, сам виноват, что докатился до жизни такой. Мог бы быть совладельцем Дженерал Электрик, наверное, если бы не бездельничал. Или другой пример - то ли менеджер по продажам, то ли биржевой маклер, который в одном из эпизодов мультфильма прозревает после шаманских манипуляций с его душой и понимает, что теряет на своей работе драгоценную жизнь, ломает несколько компьютеров и со смехом убегает из проклятого офиса! Куда же он побежал "прозревший" в буржуазной стране: к успеху или на биржу труда, а может, петь в метро? Но даже там доходное место уже занято другим попрошайкой с чудесным голосом. Или еще один пример - целитель душ в межпространстве (Лунветр), а на Земле человек, который работает в качестве наружной рекламы и зазывалы. Наверное, не нужно объяснять читателям и зрителям, что все его мультипликационное счастье, где он капитан корабля с командой спасателей душ, - трансцендентно, плод больного сознания человека, свихнувшегося на работе. И это - положительный персонаж, на которого надо равняться зрителю!

Безусловно, перед нами художественное произведение. Безусловно, все персонажи выдуманы, а жизнь их сошла с кончика пера. Но неужели читателям и зрителям не знакомы детали картины: озлобленные ежедневной рутиной и выжатые досуха на рабочем месте пассажиры в метро, формальные отношения работников к друг другу в коллективе (Джерри и Терри), околачивание порогов работодателей в поисках приложения собственных рук, несбывшиеся мечты (даже приземленные), надежда на чудесные перемены к лучшему, на шанс в жизни, вместо долгосрочной уверенности в будущем? По-моему, одна из крупнейших в мире транснациональных медиакорпораций «The Walt Disney Company» руками наемных работников «Pixar Animation Studios» доходчиво очертила реальность для зрителей. Добро пожаловать в капитализм!



Стоит попытаться объяснить самым доверчивым зрителям, что загробного мира, где в мультфильме воспитываются и спасаются души, нет, что “сосредоточения всех квантовых полей вселенной” в одной сущности Джерри (бога) нет, а на наши несуществующие души всем наплевать, кроме церкви и околоцерковников, которые занимаются стрижкой вполне реальных купонов с паствы, убеждая ее в обратном. Общество воспитывает человека по образу и подобию своему, а капиталистический образ его непригляден, каких спецэффектов ему не добавляй. И пока мы будем плыть на капиталистическом корабле-государстве к дивным берегам максимальной прибыли, общество так и будет разделено на палубы и по трюмам, где свежим морским воздухом сможет дышать лишь элита, собственники корабля, да высшие управленцы, а остальным уготована работа до седьмого пота и вид на волю через узкие окошки иллюминаторов. Пока айсберг кризиса или другой капиталистический корабль не прикажет долго жить!

- А как там на вашем социалистическом корабле? - спросит вдумчивый читатель, - что, он поплывет к коммунизму без кочегаров, поваров, учителей и джаза, или все трудящиеся в одночасье станут олигархами, и всем им хватит места на верхней палубе, где они смогут высоко воспарить в своих мечтах? Кто будет чистить котлы и сортиры, выносить мусор, лечить детей и животных - робот Пушкина?

Того никогда не было замечено за коммунистами, что они обещали людям чуда, избавления от всех зол с сегодня на завтра. Это прерогатива либерал-реформаторов. Даже социалистический корабль не приплывет белым лебедем к кораблю капиталистическому и не заберет всех угнетенных и эксплуатируемых к себе на борт, где они будут кататься по верхней палубе как сыр в масле. Это - вздор! Даже корабль коммунистам и трудящимся придется позаимствовать у олигархов, и перестраивать его придется на ходу своими силами, по пути к светлому будущему, только лишь сбросив балласт частной собственности на средства производства за борт, да проложив нужный курс.

Еще одно коммунисты могут обещать наверняка, что с каждым днем, с каждым километром пути к коммунизму будут расширяться права трудящихся, их привилегии, которыми смогут пользоваться они и их дети, несмотря на капризы судьбы. Всеобщая трудовая занятость, достойная оплата труда, бесплатное качественное образование, бесплатная качественная медицина, обеспеченная старость, уважение к человеку труда любой профессии, необъятные горизонты для личного и общечеловеческого развития, помощь и заинтересованность в этом всей системы власти - системы диктатуры пролетариата.

Картина вырисовывается фантастичнее диснеевско-пиксаровского мультфильма, однако в одном сюжете нам предлагают зарыться внутрь себя, оставив в неприкосновенности окружающую нас капиталистическую действительность, в другом говорится о попытке вырваться за пределы порочного буржуазного круга, упразднить корень зла и взять трудящимся в руки свою судьбу, изменить смысл жизни, изменить саму жизнь!

Да, многовато строк получилось. Видимо, зацепил мультфильм за душу.


К. Поляков

Tags: Поляков, искусство, капитализм, пропаганда, рецензии, февраль 2021
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments