sockomm (sockomm) wrote in beskomm,
sockomm
sockomm
beskomm

Categories:

Калинин о науке и социализме

Михаил Иванович Калинин - российский революционер, коммунист, советский государственный и партийный деятель.



К научным работникам и студентам
(Из речи на собрании научных работников и студентов Ростова-на-Дону 24 ноября 1927 г.)

Товарищи! Затруднительно взять тему речи на собрании, которое организовано в довольно короткий срок и участ­ники которого хотя и объединены в одних учреждениях, но имеют различные потребности. С одной стороны, молодое студенчество, с другой — преподавательский персонал.

Прежде всего, почему возникают в настоящий момент такие собрания? Ведь было время, когда представители Советской власти не могли уделять должного внимания профессуре. Было такое время, и эта категория людей и деятельность их в течение продолжительного периода до известной степени были как-то в стороне. Мы чувствовали, что у старой профессуры идеологически дело обстоит не так, как у нас. Но некогда было, в сущности говоря, заниматься этим вопросом, потому что была военная обстановка, были другие задачи, более насущные. Они-то и занимали главным образом правительство.

Но вот наступил период хозяйственного и культурного строительства. Он длится уже несколько лет. И если в пер­вые моменты строительства мы могли жить еще производ­ственной энергией, могли жить энтузиазмом, теми практи­ческими навыками, которые были у людей, то совершенно понятно, что это могло быть только временно.

По существу, как только мы приступили к строитель­ству, в свои права вступила полностью и научная мысль. Неслучайно, не зря происходят такие общения, как сегодня. Не случайно, что не только со стороны Советской власти идет инициатива общения с профессурой, с представителями инженерно-технических сил, вообще с высококвалифицированной силой, но и со стороны самой профессуры, со сто­роны технических сил заметна тенденция к тесному сбли­жению с правительством. Все это вызывается естественными потребностями. Строительство с каждым днем вовлекает все большее количество людей и с каждым днем оно предъ­являет все большие требования к научной мысли.

Если строительство, развертываясь с каждым днем, предъявляет все большие требования к науке, то с другой стороны, и научные квалифицированные работники также увлечены этим строительством и также начинают все больше и больше втягиваться в него. Когда я был недавно на таком же собрании Ленинградского политехнического института, ректор института от лица всего профессорского состава не зря заявил, что профессура не считает возможным дви­гать вперед науку без тесного общения с Советским прави­тельством.

Это свидетельствует о переломе в настроении старой интеллигенции. Наше социалистическое строительство ну­ждается в квалифицированных силах. Многие приезжаю­щие сюда из-за границы, побывав у нас несколько недель, говорят: «Мы мысленно, идейно представляли себе это строительство, но все это у нас было как-то в тумане. Те­перь же, когда мы побывали в Советском Союзе, мы чув­ствуем, мы реально ощущаем конкретные возможности построения социализма, непосредственно ощущаем и видим это на примере вашего строительства социализма».

Значит, коллективные формы производства и переход производства в руки государства не мешают росту произ­водства, увеличению производительности. Теперь, пожалуй, против этого факта никто не спорит. Во всяком случае, десятилетний опыт говорит нам, что переход основных отраслей производства в коллективное владение или в руки государства не только не уменьшает, но значительно повы­шает интенсивность производства, технические усовершен­ствования производства, повышает и развивает способности и энергию трудящихся масс, способности высококвалифи­цированной силы отдавать свои силы на социалистическое строительство. Весь наш предшествующий опыт это блестяще подтвердил.

Но построение социализма выражается не только в тех материальных достижениях, о которых я говорил вам.

Построение социализма, как совершенно правильно гово­рил Ленин, предполагает прежде всего организацию масс. Это одна из самых трудных проблем построения социа­лизма. Ведь что такое построение социализма? Это значит — от стихийного, анархического, капиталистического разви­тия перейти к сознательному, плановому развитию челове­чества, или, как говорят, из царства необходимости прыг­нуть в царство свободы.

Как же прежде шло развитие промышленности, тех­ники, культуры? Кто мог регулировать, руководить при ка­питализме этим развитием? В деле организации, построения новых отраслей промышленности, внесения какой-либо плановости в хозяйство старое, царское правительство, — сильное лишь с внешней стороны в смысле репрессий, в смысле удушения инициативы, — было крайне слабым. И вот сейчас одна из коренных и основных задач социа­лизма, помимо тех, о которых я вам говорил, — это орга­низация масс.

Этой работой заняты Коммунистическая партия, Совет­ское правительство, к этой работе все больше и больше привлекаются научные силы. Каждый дальнейший шаг, каждый дальнейший этап социалистического движения должен быть научно подкреплен, научно обоснован. Без этого движение вперед невозможно.


Если, как я сказал, старый производственный аппарат мог держаться на некотором опыте практических работ­ников, то дальнейший поступательный ход с каждым днем требует все большего и большего привлечения научных сил и огромного количества организаторов, в которых у нас больше всего ощущается недостаток.

По существу, старый строй почти не выдвигал орга­низаторов. Единственная партия, имевшая организато­ров, — это Коммунистическая партия.

Вы думаете, что Коммунистическая партия захватила власть, привела рабочий класс к победе только своими революционными лозунгами? Это грубейшая ошибка. Коммунистическая партия за свою тридцатилетнюю ис­торию создала кадры великолепных организаторов. Орга­низаторские таланты не падают с неба. Они создаются в процессе работы. Подпольная работа большевиков, тре­бующая от людей выдержки, известного умения, постоян­ной ориентировки, умения использовать данную обста­новку в интересах партии, и выковала кадры организа­торов.

Коммунистическая партия вырастила кадры организа­торов, которые и явились фундаментом, основой, мощью и силой партии Ленина. Никому не известный коммунист, брошенный в глухой угол нашей необъятной страны, ста­новился организатором власти на местах, великолепно работал, укреплял диктатуру пролетариата. Почему? По­тому что партия в нем выковала навыки к организации, к дисциплине, научила быть во главе массы, учить ее, одновременно учась у нее.

В настоящий момент нам еще более нужны организа­торские силы, ибо вы представьте себе: кончает студент учебное заведение, он недурной знаток школьного дела, хороший инженер, но никчемный организатор, или, как говорят рабочие, «ни к шубе рукава» в практической жизни. Ну, скажите, разве он может быть хорошим начальником в мастерской? В мастерской должен быть инженер, не только знающий непосредственно свою узкую специаль­ность, но и умеющий руководить людьми. Он должен знать людей. В производстве должно быть теснейшее общение между руководителем и его подчиненными. Он должен так распределить свои живые силы, чтобы получить мак­симальные выгоды.

Нам нужно иметь организаторские навыки. Без орга­низаторских навыков успеха не будет. Сейчас у меня тоже учатся сыновья в Политехническом институте. Я им го­ворю: «если из вас организаторов не будет, вам цена грош». А если к инженерному техническому образованию приба­вить еще организаторское дарование, тогда человек далеко пойдет. Он везде будет цениться.
Но как эти организаторские дарования приобрести? Как сделать так, чтобы высшие учебные заведения, которые выковывают наших молодых ученых, инженеров, чтобы они вместе с тем, я не говорю готовили бы, — нельзя подготовить организатора академически, — но все-таки на протяжении нашего пятилетнего или четырехлет­него курса высшего образования давали бы и некоторое повышение квалификации в области организаторских на­выков?
Мне думается, что развитие организаторских способ­ностей дается не только лекционным, академическим путем, но, прежде всего, — практической работой.

Эта задача является одной из важнейших задач, кото­рые стоят перед нашей молодежью и перед руководителями этой молодежи. Товарищи, сколько я ни встречал людей, которые были настроены по отношению к нам довольно отрицательно, они, побывав за границей и вернувшись в СССР, все-таки говорят: «Как переехал границу, то чув­ствуешь, что новый мир. Несмотря на то, что я не очень почтительно к большевикам отношусь, переехав границу, невольно оказываюсь большевиком. У вас бьет жизнь ключом, народная жизнь, народное творчество не для де­нежного мешка, не для кармана, а для всех тружеников».

Вся история за последние 200 лет говорит о том, что мы привыкли к тому, что едем за границу и оттуда вы­возим новое. Так было в последние 200 лет. Теперь нам за границу ехать незачем…

Новые формы построения социализма мы должны сами искать. Здесь нужно проявить максимум творческой энер­гии, сил. Все это творчество должно быть не кустарно, а научно; оно требует колоссальнейших сил, научных и организаторских. Нужно организовать распыленные много­миллионные массы и использовать их целесообразно, с тем чтобы каждая единица в государстве работала для общей стройки. Задача грандиозная, и, конечно, она может быть выполнена только при колоссальнейшем напряжении всех научных сил и развитии организаторских дарований масс.

Нет ни одной отрасли деятельности, где бы не требова­лось организаторских способностей. Во всех отраслях, в том числе и педагогической, требуются организаторские способности. Призывая профессуру и всех научных работ­ников к активному участию в социалистическом строитель­стве, я уверен, что эта работа еще более сплотит и укрепит силы научных работников. Я не сомневаюсь в том, что научные работники получат огромное внутреннее удовле­творение от траты своей энергии, сил на социалистическое строительство. А это внутреннее удовлетворение, сознание, что ты действительно работаешь на благо человечества, в свою очередь подтягивает, пробуждает новые творческие силы у работника. И вот все это, я думаю, и даст нам возможность, не только молодому поколению, но еще и нам,увидеть Советский Союз самой первоклассной страной не только в области политики - это у нас и сейчас уже есть, - но и в области культуры и техники и организованности широких трудящихся масс.

М.И. Калинин. Избранные произведения. Том 2. “К научным сотрудникам и студентам”, с. 202-207

Tags: Калинин, декабрь 2020, наука, социализм, цитаты
Subscribe

  • Карикатура "Рабочее место депутата"

    Продолжаем творческую рубрику Бескома - политическая карикатура. Наступила весна. Красятся детские площадки, ставятся новые лавочки во дворах, а…

  • Макаренко о буржуазной демократии

    Антон Семенович Макаренко (13 марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог-новатор, на своем многолетнем опыте проследил процесс…

  • О детской литературе [Правда 1952]

    Роль детской литературы в воспитании подрастающего поколения огромна и важна. Помимо воспитания любви к чтению, что сейчас становится проблемой всё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments