sockomm (sockomm) wrote in beskomm,
sockomm
sockomm
beskomm

Categories:

В Харькове плохо руководят работой лекторов [Правда 1952]

В одной из статей газеты Правда, №4 от 1952 года, сообщается о проблеме, казалось бы, местного значения - плохой организации работы харьковских лекториев при украинских предприятиях; учреждений, созданных для повышения культурного и идейного уровня работников заводов и промышленных центров.



Идейная работа оказалась вымыта производственными и насущными делами. Ведь практика много важнее, - наверное, так считало местное руководство, - а на практике Советская Украина, как и весь СССР, строит коммунизм! Партия - наш рулевой, а мы - винтики, колесики, шестеренки… Так-то оно так, пока "рулевой" держит курс к коммунизму, а если нет, способны ли "шестеренки" и "колесики" без должного уровня культурности и сознательности распознать грозящую опасность и исправить ситуацию?

Последующие годы показали, что упущения по вопросам идеологического воспитания во многом оказали негативное влияние на общественное сознание, порой проигрывая бытовому мещанству с его видением грядущего коммунистического будущего в виде бесплатного потребительского рая. Отсутствие обещанных к определенной дате нерадивыми партийными руководителями молочных рек с кисельными берегами еще сильнее пошатнуло веру обывателей в коммунистический рай на земле. Да и сами руководители все больше засматривались на “витрину” Запада. Марксистско-ленинская идеология разжижалась, извращалась и искромсанная стала решать лишь конъюнктурные задачи позднесоветской власти. Оттуда тянутся корни той идейной разобщенности общества наших дней.

Недавно Россия отпраздновала День народного единства - праздник, во многом призванный заретушировать в сознании общественности событие, ставшее ключевым для отечественной и мировой истории, - день Великой Октябрьской социалистической революции. Это, конечно, понятно. Нынешним капиталистам - хозяевам жизни и масс-медиа - совершенно не с руки беречь память о создании первого в истории государства рабочих и крестьян, выбивать малейшие искры классового сознания в головах трудящихся. Особенно на фоне экономического кризиса, углубляющего социальное неравенство. Но выкованный в недрах капиталистической системы культ потребления и финансового успеха не способен скрыть нынешних экономических противоречий и идейной пустоты.

Напротив, ситуация в сталинском СССР была совершенно иной: экономика росла не по дням, а по часам, год от года улучшалось благосостояние трудящихся, а "безыдейность" и "бескультурие" трудящихся масс изживались. Однако звоночки на местах давали знать о проблемах (формализм, начетничество, шапкозакидательство в теории, головокружение от успехов и т. п.), которые при определенных условиях могли развиться в проблемы общесоюзного масштаба и войти в противоречие с существованием первого в мире социалистического государства. Так и произошло в нашей истории. Звон от крушения СССР до сих пор стоит в наших ушах, а осколки ранят.

= = =

В Харькове плохо руководят работой лекторов
(от корреспондента "Правды" по Харьковской области)


По календарному плану партийная организация Харьковской чулочной фабрики наметила провести силами своих лекторов в цехах лекции о Великой Октябрьской социалистической революции. В назначенный день такие лекции состоялись. В одном из цехов перед работницами выступила член фабричной лекторской группы т. Молева. Бегло рассказав об обстановке, в какой произошла революция, она тут же перешла к цеховым делам. И по содержанию и по форме изложении выступление т. Молевой мало походило на лекцию. Это была обычная информация о текущих событиях. Немногим отличались выступления лекторов и в других цехах.

Докторская группа на фабрике существует не первый год. В ее составе насчитывается около 30 лекторов, среди которых можно видеть руководящих работников предприятий, инженеров, техников, экономистов. Все они имеют достаточную общеобразовательную и политическую подготовку для того, чтобы выступать перед рабочими с лекциями. Тем не менее докторский коллектив не выполняет своих задач. Тематика лекций ограниченна. Лекции больше походят на беседы, какие проводят в цехах агитаторы. За последние месяцы, например, экономическая секция группы подготовила всего лишь две лекции: о почине московских новаторов М. Левченко и Г. Муханова и о борьбе рабочих фабрики за звание предприятия коллективного стахановского труда.

Лекторская группа фабрики не помогает своим членам работать над избранными ими темами лекций, совершенствовать свое лекторское мастерство. Одна и та же тема лекции часто дается одновременно большому числу лекторов, устанавливаются единые для всех сроки, которые, как правило, исчисляются днями. Тексты лекций не пишутся и не обсуждаются.

Крупные изъяны в работе лекторской группы чулочной фабрики не являются исключением. Наоборот, они типичны для многих лекторских объединений в городе и лишний раз подтверждают отсутствие заботы и внимания к ним со стороны местных организаций.

В Харькове сейчас насчитывается около семидесяти лекториев и лекторских групп, объединяющих свыше тысячи лекторов-общественников. Инженерно-технические работники, педагоги, врачи, партийные работники, активно участвуя в лекционной пропаганде, вносят немалый вклад в дело идейного воспитания трудящихся города. Из общего числа лекций на общественно-политические , научно-популярные, технические, литературные и другие темы две трети лекций прочитали лекторы-общественники самодеятельных лекториев и лекторских групп на предприятиях, в учреждениях, при клубах и дворцах культуры. Число лекторских коллективов непрерывно растёт. К распространению политических и научных знаний приобщаются новые люди из среды городской интеллигенции. Многие из них впервые имеют дело с этой областью общественной деятельности и поэтому нуждаются в квалифицированной помощи и главным образом в методическом руководстве. Однако ни помощи, ни тем более руководства лекторы-общественники не получают. Вот уже длительное время в Харькове между руководителями областных и городских учреждений, причастных к организации лекционной пропаганды, ведутся бесплодные переговоры о том, кто же из них обязан оказывать помощь лекторским коллективам.

В отделе культурно-просветительных учреждений городского Совета депутатов трудящихся можно найти полные сведения о числе лекториев и лекторских групп, действующих на территории города. Статистика здесь поставлена неплохо. Полгода назад был подготовлен даже проект постановления горсовета о создании методического центра в виде городской лекторской группы. Она-то, предполагалось, и должна была заняться организацией для лекторов семинаров, консультаций, оказанием им методической помощи.

Но этот проект и по сие время лежит в столе заведующего отделом т. Дорожкина. В горисполкоме к тому же считают, что методическое руководство лекториями — прямая обязанность областного лекционного бюро. Руководитель лекционного бюро т. Терехов, однако, не разделяет этой точки зрения. По его мнению, руководство лекториями должно лежать на областном совете профессиональных союзов. Видимо, по этой причине лекционное бюро с некоторых пор прекратило непосредственное общение с лекторскими коллективами города.

Следует отметить, что облпрофсовет сделал попытку установить связи с городскими лекторскими объединениями. В феврале прошлого года руководителей лекториев пригласили на совещание. Участники совещания высказали ряд ценных замечаний и предложений. Их аккуратно записали в протокол и подшили в дело. На этом и закончились благие намерения облпрофсовета.

Горком и райкомы партии, которые должны были бы направлять работу лекторов, по существу стоят в стороне от этого дела. Весьма характерен такой факт. В Краснозаводском райкоме партии нам назвали лектории при Основянском политотделе Южной железной дороги. В сводке райкома значилось, что в железнодорожном лектории работают три секции — философская, историко-партийная и международная. Называлось и число людей, принимающих участие в лекционной работе. Но, к удивлению работников райкома, выяснилось, что основянский лекторий уже продолжительное время бездействует.

Руководство райкомов партии лекторскими коллективами сводится главным образом к заслушиванию отчетов. Слушал отчет о работе лекторской группы чулочной фабрики и Коминтерновский райком партии. Было принято пространное решение, но за ним не последовало деловой помощи на месте. В деятельности фабричной лекторской группы после отчета в райкоме ничего не изменились. Райкомы партии не собирают лекторов, не организуют для них ни семинаров, ни консультаций.

Большую помощь лекторам могло бы оказать Харьковское отделение Общества по распространению политических и научных знаний, в особенности его секции: международная, литературная, естественнонаучная и др. Но оно считает это для себя делом обременительным и не спешит с оказанием помощи.

— Наши лекторы, — рассказывает руководитель лектория управления электросети «Харьковэнерго» т. Ревенков, — завоевали уважение у своих слушателей. Но они работают далеко не в полную меру своих сил. Нам не только не помогают, но нашей работой вообще мало интересуются.

Справедливое замечание: предоставленные самим себе, лишенные помощи, лекторы не всегда могут удовлетворить запросы слушателей. Не удивительно поэтому, что лекционная пропаганда ведется кустарно, многие лекции читаются на низком идейном уровне.

Харьковскому горкому партии хорошо известно состояние руководства лекториями и лекторскими группами на предприятиях города. Но он не принимает мер к устранению имеющихся недостатков. Важный участок идеологической работы выпал из поля зрения горкома. В городе имеются тысячи лекторов. Недооценивать эту силу — значит наносить серьезный ущерб идейному воспитанию трудящихся.

В. КУЗЬМИЧЕВ

Tags: СССР, Украина, воспитание, газета Правда, идеология, ноябрь 2020
Subscribe

  • Олежа против Маркса

    В нынешнее время - время безраздельного царствования в России и мире капиталистических отношений - не мудрено наткнуться на просторах сети на критику…

  • Психоанализ и коммунизм [Большевик 1924]

    Сегодня марксизм, в силу объективных условий развития капитализма, снова начинает занимать умы людей, особенно молодых, что в свою очередь, зачастую…

  • В.Н. Горохов «История международных отношений 1918-1939»

    Вниманию читателей предлагается книга по истории международных отношений в период между двумя мировыми войнами. В её основу лег курс лекций, который…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments