sockomm (sockomm) wrote in beskomm,
sockomm
sockomm
beskomm

Categories:

Коммунисты в борьбе за технический прогресс [Правда 1951]

К великим стройкам коммунизма в СССР относилось и строительство Куйбышевской ГЭС, позднее переименованной в Волжскую ГЭС им. Ленина. Один из крупнейших в мире гидроузлов был частью еще более грандиозной программы преобразования природы сталинских времен. В те времена масштабно было все - и планы, и мечты, и люди. Кроме того, что восхищает своей смелостью сам план, восхищают и технические решения послевоенного периода, невероятный энтузиазм людей и особенно - большое внимание к непосредственным процессам строительства (производства).



Хотелось бы обратить внимание читателей на то, как описываются трудовые подвиги работавших на строительстве людей: кроме оперативной организации обучения, подготовки квалифицированных кадров (в том числе и без отрыва от производства), были налажены связи с другими городами для повседневного обмена опытом; устраивались соцсоревнования по внедрению новаторства и рационализации производства, поощрялось бережливое и максимально эффективное использование техники. Трудовые подвиги совершаются при любви к труду, в борьбе за его улучшение и качественное развитие (не правда ли, странно сегодня звучит звание Героя труда в сочетании с фамилией олигарха Ротенберга?). Так вот в статье газеты Правда #175 от 1951 года не просто восхваляется великая стройка и герои-стахановцы, здесь в сущности описывается тот комплексный подход к повседневному, ежечасному, ежеминутному преобразованию общества во всех его сферах жизни, подход, который наиболее всего использовался именно во времена правления Сталина.

Передовые технологии воспроизводят передовые идеи, передовые идеи рождают новые, еще более прогрессивные технологии! Непривычно и немного грустно сегодня читать подобное, понимая, что такие масштабные государственные проекты не только превращали “сказку в быль”, делая СССР действительным примером могущества социализма в экономике, но и вдохновляли людей на подвиги в повседневной жизни, в труде. Люди, воплощавшие эти масштабные проекты в жизнь, не просто зарабатывали деньги и звания - они искренне могли получать (и получали!) удовольствие от самого процесса труда, сам их труд превращался в творчество - многие ли могут сегодня испытать такое счастье? Трудиться не только ради результата, но и ради самого процесса и его качественного развития?

Мы надеемся, что читателям удастся хотя бы немного ощутить великий дух той эпохи, вдохновение миллионов людей и хоть на несколько минут представить себя среди творцов великого будущего.
= = =

Коммунисты в борьбе за технический прогресс

Строительство крупнейшего в мире Куйбышевского гидроузла на Волге является составной частью грандиозной сталинской программы преобразования природы, развития производительных сил, создания материально-технической базы коммунизма в нашей стране.

Мощность Куйбышевской гидроэлектростанции будет составлять около двух миллионов киловатт с ежегодной выработкой около десяти миллиардов киловатт-часов электроэнергии, которая пойдет на заводы Москвы, Куйбышева и Саратова. Сооружение гидроузла позволит электрифицировать транспорт, провести орошение одного миллиона гектаров засушливых земель Заволжья, улучшить судоходство на Волге.

Строителям Куйбышевского гидроузла предстоит вынуть 150 миллионов кубометров грунта, уложить около шести миллионов кубометров бетона, выполнить огромный объем строительно-монтажных работ. О масштабах строительства можно судить хотя бы по тому, что в течение каждого часа на стройке надо укладывать более одной тысячи кубометров бетона.

Коллектив строителей с огромным воодушевлением осуществляет сталинское задание, настойчиво борется за то, чтобы в установленный срок закончить сооружение Куйбышевской гидроэлектростанции.

В текущем году начались основные работы по сооружению котлована под здание гидроэлектростанции. Строители завершили отсыпку каменного банкета – перемычки, смонтировали и отпустили на дно Волги три линии дюкера – трубопровода, по которому будет подаваться песок с левого берега на правый для намыва земляной перемычки котлована. На волжских берегах создаются новые рабочие посёлки и подсобные предприятия.

Широчайшее применение и высокопроизводительное использование новой техники – важнейшее условие успешного решения поставленных перед строителями гидроэлектростанции задач. Наша социалистическая промышленность обеспечивает строителей самыми совершенными механизмами. Свыше ста заводов Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Урала, Сибири уже сейчас поставляют на стройку электрические экскаваторы, бульдозеры, скреперы, автопогрузчики, мощные краны, станки и другое оборудование. Скоро вступит в действие мощный земснаряд, изготовленный горьковским заводом «Красное Сормово». Идет сборка шагающих экскаваторов. Великая стройка на Волге вбирает в себя все высшие достижения советской науки и техники и в свою очередь дает мощные толчок развитию научно-технической мысли.

Великий вождь и учитель советского народа товарищ Сталин учит:

«Чтобы привести технику в движение и использовать её до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать технику по всем правилам искусства. Техника без людей, овладевших техникой, – мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса».

Это гениальное сталинское указание имеет для строителей гидроузла первостепенное значение.

Сейчас самая важная задача строителей – освоение новой техники. Великой стройке нужны опытные, квалифицированные кадры рабочих самых различных профессий. Новая техника должна быть вручена в надежные и умелые руки.

Партийные организации стройки с первых дней оказывают большую помощь хозяйственным руководителям в подготовке квалифицированных кадров рабочих, умеющих владеть техникой, способных использовать её до дна. Решению этой задачи подчинена партийно-организационная и партийно-политическая работа. Партийные организации систематически обсуждают вопросы подготовки кадров, разъясняют рабочим, какое значение для стройки и для самих рабочих имеет быстрое и отличное владение новой техникой.

Стройка коммунизма на Волге становится замечательной школой подготовки новых кадров. За короткое время без отрыва от производства на гидроузле подготовлено около 1600 каменщиков, плотников, трактористов, электромонтеров, шоферов-дизелистов. Создан учебный комбинат для подготовки рабочих массовых профессий. В конце мая комбинат выпустил первую группу квалифицированных строителей.

Партийные организации Жигулевского, Кунеевского и Ставропольского строительных районов помогли хозяйственным руководителям привлечь к руководству курсами и стахановскими школами наиболее опытных специалистов всех отраслей знаний. Коммунисты – инженеры и техники стали организаторами массовой подготовки кадров.

Молодой инженер-коммунист Иван Николев организовал на своем участке техническую службу рабочих. Вместе с группой специалистов он подготовил без отрыва от производства свыше ста квалифицированных рабочих. В Кунеевском строительном районе инженерно-технические работники выступают перед рабочими с лекциями и докладами, помогают строителям приобрести новые профессии.

Все более широкий размах получает работа по обобщению, передаче и внедрению стахановского опыта. В строительных районах организованы семь стахановских школ, в которых штукатуры, каменщики и плотники изучают передовые методы и приемы труда.

Партийные организации строительных районов возглавили движение новаторов производства за внедрение на стройке коммунизма всего нового, передового, прогрессивного. Для изучения передовых методов строительства и ознакомления с последними достижениями советской науки и техники управление и политотдел «Куйбышевгидростроя» направили специальные бригады на крупнейшие стройки страны. В их состав были включены стахановцы и инженерно-технические работники. Бригады побывали в Москве, Минске, Днепропетровске. Поездки помогали строителям на практике познакомиться с передовыми методами труда, установить более тесную связь с предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями. Бригада строителей, выезжавшая в Москву, познакомилась с поточно-скоростными методами работы на сооружении монтажных жилых домов, встретилась с новаторами производства.

Изучение опыта принесло большую пользу. Поездки бригад положили начало содружеству и широкому обмену передовым опытом между стахановцами строительства Куйбышевской гидроэлектростанции и новаторами других крупнейших строек страны. Сейчас экскаваторщики, штукатуры, каменщики, шоферы систематически ведут переписку с новаторами строек Москвы, Минска. Днепропетровска, Куйбышева, Каховки и других городов. Опыт показывает, что такое тесное производственное содружество помогает более успешно решать важнейшие технические задачи, широко внедрять на стройке все новое, передовое.

Всемерно развивая и поддерживая творческую инициативу инженерно-технических работников, партийные организации направляют все усилия строителей на быстрейшее освоение и лучшее использование новой техники, широкую механизацию трудоемких процессов работы.

Все большую роль в развитии творческой инициативы специалистов, внедрении новой техники и пропаганде передового опыта играет созданное на строительстве научное инженерно-техническое общество, насчитывающее в своем составе более четырехсот инженеров и техников. Члены общества являются поборниками передовых методов труда, активными рационализаторами и изобретателями, выступают с лекциями и докладами.

Творческая мысль инженеров, техников, стахановцев направлена сейчас на то, чтобы как можно лучше использовать технику, поднять производительность механизмов. В коллективе строителей выросли замечательные новаторы производства, рационализаторы и изобретатели. С начала текущего года поступило много предложений, введение которых позволит стройке сэкономить около одного миллиона рублей. Среди рационализаторов и изобретателей есть немало коммунистов и комсомольцев. Член партии инженер т. Железнов внес предложение изготовить комбинированный станок для производства арматурных работ. Новый станок производит размотку, прямление, рубку и гнутье арматуры. Инженер коммунист т. Самохин сконструировал ценное приспособление, позволяющее улучшить организацию штукатурных работ и добиться более экономного расходования строительных материалов. Группа инженеров – коммунистов и комсомольцев разработала приспособление для перевозки домов без их разборки.

Партийные организации строительных районов «Куйбышевгидростроя» оказывают повседневную помощь изобретателям и рационализаторам, осуществляют строгий контроль за претворением в жизнь ценных предложений. Сейчас во всех строительных районах организуется постоянно действующие кабинеты рационализаторов. Здесь будут представлены все достижения рационализаторов и изобретателей стройки.

Управление стройки и политотдел наметили провести в ближайшее время специальную техническую конференцию по вопросам внедрения новой техники на строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции. Готовясь к конференции, партийные организации проводят смотр использования механизмов и оборудования.

Коммунисты великой стройки идут в авангарде борьбы за технический прогресс, за полное использование механизмов. Например, по инициативе партийной группы второго строительно-монтажного участка Кунеевского района началось социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана, за сокращение цикла строительно-монтажных работ. В партийной группе систематически проводятся собрания, на которых коммунисты обсуждают вопросы рационализации производства, снижения себестоимости, технической подготовки кадров. Этот участок досрочно завершил майскую программу. По предложению партийной группы начата подготовка к переводу всего участка на хозрасчет. Это будет первый хозяйственный участок на нашей стройке.

Большую массово-политическую работу ведет партийная группа экскаваторного парка, возглавляемая молодым стахановцем-коммунистов т. Пироговым. Коммунисты-экскаваторщики являются передовиками в борьбе за освоение новой техники.

Партийные организации строительных районов повседневно руководят социалистическим соревнованием. Ежемесячно во всех районах подводятся итоги соревнования по профессиям. На стройке установлен порядок присвоения звания по профессиям: лучший экскаваторщик «Куйбышевгидростроя», лучший штукатур, токарь, шофер и т.д. Коммунисту т. Грунину одному из первых на стройке было присвоено звание лучшего шофера «Куйбышевгидростроя». Он является застрельщиком соревнования за 100-тысячный пробег автомашины без капитального ремонта. Его автомашина-самосвал уже прошла 60 тысяч километров и находится в хорошем техническом состоянии. Среди передовиков соревнования – коммунист т. Прокин, которому присвоено звание лучшего тракториста Куйбышевской гидроэлектростанции. В соревновании за продление жизни машин, начатом по инициативе коммунистов, сейчас участвуют сотни стахановцев стройки.

Итоги работы в первом квартале 1951 года показывают, что ещё не на всех участках стройки полностью используются огромные резервы производства. Есть случаи простоев механизмов, недостаточно ведется борьба за снижение себестоимости и высокое качество строительных работ. Все это настоятельно требует, чтобы партийные организации строительных районов глубже вникали в экономику производства, воспитывали кадры строителей в духе большевистской непримиримости к недочетам и упущениям в работе, в духе высокой требовательности и принципиальности.

Повседневная забота партии, правительства и товарища Сталина, все более возрастающая всенародная помощь великой стройке коммунизма на Волге обязывают партийные организации и весь многотысячный коллектив строителей удвоить, утроить свои усилия в борьбе за освоение новой техники, работать так, чтобы с честью оправдывать высокое доверие Родины.

Борьба за технический прогресс, за успешное освоение новой техники является надежной гарантией своевременного выполнения великой сталинской программы работ по сооружению крупнейшего в мире энергетического гидроузла на Волге.

А. Воронков
Начальник политотдела «Куйбышевгидростроя»

Tags: ГЭС, СССР, газета Правда, июль 2020, социализм, стройки коммунизма, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments