sockomm (sockomm) wrote in beskomm,
sockomm
sockomm
beskomm

Categories:

Калинин о преподавании марксизма-ленинизма

Михаил Иванович Калинин (1875—1946) — российский революционер, коммунист, советский государственный и партийный деятель.



Товарищи, вопросы, которые обсуждаются на вашем совещании, эти вопросы не чужды и нам, если так можно выразиться, практическим работникам, политикам. Ведь вся наша повседневная работа, вся наша политика (и внутренняя, и внешняя) есть не что иное, как претворение в жизнь и дальнейшее развитие принципов марксизма-ленинизма. Конечная цель, которую мы преследуем как практические работники, как политики, — это построение коммунизма.

Вы преподаете в вузах основы марксизма-ленинизма, вооружаете передовой, революционной теорией будущие кадры советской интеллигенции — будущих инженеров, агрономов, педагогов, юристов, литераторов, артистов, художников и т. д., т. е. будущих строителей коммунизма. И не просто строителей, а командный состав. Вполне понятно, что советский народ кровно заинтересован в том, чтобы его интеллигенция, как его наиболее квалифицированная часть, работала не вслепую, а с полным сознанием, просветленная идеями Маркса — Энгельса — Ленина, чтобы она владела методом марксизма-ленинизма в своей работе.

Когда-то, в далеком прошлом, мы тоже преподавали марксизм-ленинизм. Разумеется, мы были доморощенными преподавателями; свою работу мы вели в небольших подпольных кружках, в которых было много совершенно малограмотных людей. Не забудьте при этом, что наше преподавание, наша пропаганда наталкивалась на сопротивление оппортунистов, которым надо было давать отпор. Да и сами мы еще плохо знали марксизм, в особенности — в текстовом отношении. По существу, мы искали и проторяли дорогу для молодого рабочего движения. Несмотря на все эти неблагоприятные условия, наша работа, как вы знаете, оказалась успешной.

У нас был большой плюс. Когда рабочий или работница шли в марксистский кружок, то они шли туда не по академическим соображениям, а во имя своих кровных интересов. Ведь мы с вами знаем, что рабочие по интуиции влекутся к марксизму-ленинизму, так как это учение единственно правильно и наиболее полно выражает идеалы пролетариата как класса.

Для передовых рабочих, которые шли в кружки, овладение марксизмом-ленинизмом было вопросом жизни и смерти в развивающейся классовой борьбе. Они поднимались на борьбу за идеалы рабочего класса, а для этого им требовалось мощное оружие, каковым и был марксизм-ленинизм. Но, берясь за это оружие, они ставили на кон не только жалкие остатки своей свободы, но и свою голову. Получалась, если можно так выразиться, большая и азартная игра, полная романтизма и очень волнующая как своими опасностями, так и возвышенными целями.

И потому вполне естественно, что когда люди шли на эту борьбу, то они хотели как следует вооружиться, они хотели для себя осмыслить и осветить эту борьбу, чтобы не идти вслепую, они хотели и другим раскрыть смысл этой борьбы, чтобы их убедить и привлечь на свою сторону. Овладение марксизмом-ленинизмом давало революционным борцам возможность сравнительно легче переносить житейские невзгоды и в огромной степени увеличивало их сопротивляемость репрессиям властей. Вы поняли мою мысль? (Голоса: «Да, поняли!»)

Как-то я читал замечательные отрывки из дневника Феликса Дзержинского. Ничто не могло сломить его железную волю, его веру в правоту нашего дела. Закованный в кандалы, он писал: «Здесь, в тюрьме, часто бывает тяжело, по временам даже страшно... И, тем не менее, если бы мне предстояло начать жизнь сызнова, я начал бы так, как начал. И не по долгу, не по обязанности. Это для меня — органическая необходимость».

Вот что значит, товарищи, выработать в себе твердое убеждение, вооружиться марксизмом-ленинизмом. И потому вполне естественно, что наши кружковцы воспринимали основы марксизма-ленинизма с такой жадностью и страстью, с какой, например, путешественник пьет воду из источника, который он нашел в благодатном оазисе после долгого и томительного пути.

Этого большого плюса, этого огромного преимущества, которое было у нас в прошлом, нет сейчас у вас, что вполне понятно. У вас в аудиториях — счастливая молодежь, здоровая, обеспеченная, не знающая страха за свой завтрашний день, свободная, воспитанная в советских условиях. Ваши слушатели непосредственно не прошли школы классовой борьбы. Они не видели и не испытали на себе капиталистической эксплуатации. Если можно так выразиться, они ощущают капитализм умозрительно.

Правда, капиталистическое окружение напоминает и будет напоминать им о себе довольно-таки реально и непосредственно. Достаточно указать хотя бы на борьбу с белофинским авангардом мирового капитализма. И когда наша молодежь в таких случаях сталкивается лицом к лицу с капитализмом, то она ощущает его более конкретно, она начинает воспроизводить его в своем представлении более реально. Но в повседневной своей жизни она его не знает, потому что внутри мы давно с ним покончили. Поэтому многие студенты подходят к изучению марксизма-ленинизма с таким же умонастроением, как и к изучению других дисциплин.

У нас теперь марксизм-ленинизм является обязательным предметом во всех высших учебных заведениях. Это вполне естественно. У нас уже созданы многочисленные кадры преподавателей основ марксизма-ленинизма, и я уверен, что в ближайшем будущем появится богатая литература исследовательского и научно-популярного характера по всем общественным наукам. И вот, чтобы привлечь внимание студенческой молодежи к изучению марксизма-ленинизма, чтобы действительно заинтересовать ее этой передовой, революционной теорией, для этого требуется теперь высокое качество преподавания, т. е. вы должны овладеть ленинским искусством пропаганды. В этом суть…

О преподавании марксизма-ленинизма, Речь на втором Всесоюзном совещании руководителей кафедр марксизма-ленинизма вузов 4 июля 1940 г.
М.И. Калинин, Избранные сочинения, Том 3, с.372-374

Tags: Калинин, СССР, июль 2020, кружки, марксизм-ленинизм, образование, цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments