sockomm (sockomm) wrote in beskomm,
sockomm
sockomm
beskomm

Как рождалась религия. Возникновение труда

Религия – это одна из форм общественного сознания. Фридрих Энгельс очень точно описывает её сущность: «Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» [1].



Что же это за внешние силы господствуют над человеком в его повседневной жизни, и почему он вынужден отражать их фантастическим, то есть фантазийным, способом? Под внешними силами здесь, разумеется, понимаются и силы природы, и устройство общества, и устройство самого человека, то есть все материальные условия, в которых существует человек. Так как мы занимаемся вопросом возникновения религии, то нас, в первую очередь, должны интересовать условия жизни в таком человеческом обществе, в котором появились первые сверхъестественные представления. Чтобы выяснить, что это были за условия и посмотреть, почему они повлекли возникновение сверхъестественных представлений, мы должны ответить на вопросы: когда, как и почему появляется человек и человеческое общество. Одной из теорий возникновения человека является трудовая теория.

Трудовая теория антропогенеза

В научном сообществе установился консенсус, что к роду Homo относят только тех ископаемых гоминид, которые создавали орудия труда, однако, в противоречие к этому, многие современные учёные пытаются отодвинуть трудовую концепцию происхождения человека с передовых позиций. Трудовая теория гласит, что человек выделился из животного мира через производительный труд: он начал создавать то, чего нет в природе, в то время как животные лишь присваивают готовый природный продукт. Также различие между человеком и животным проявляется в том, что человек сам создаёт для себя среду обитания, а животные лишь приспосабливаются. Учёные, не согласные с трудовой теорией, возражают, что многие животные тоже «работают», к примеру, бобр строит плотины, а муравьи – муравейник. Они тоже изменяют природу вокруг себя, создают, так сказать, «рукотворную» среду для своего обитания.

Однако различие между животным миром и человеческим обществом видно невооружённым глазом, поэтому нам надо выяснить, действительно ли в этом «повинен» труд, а для этого нужно узнать, как и почему он возник. Но, прежде чем приступить к палеоантропологическим изысканиям, нам нужно определиться с понятием труда.

Что такое труд и трудовая деятельность

«Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели» (Википедия, статья «Труд») [2].

«Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей» (Философская энциклопедия) [3].

«ТРУД, - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей». (Толковый словарь Ожегова) [4].


Таким образом, мы видим, что труд:
а) является целесообразным действием, то есть преследует достижение некой, заранее намеченной цели,
б) это деятельность, которая осуществляется при помощи орудий труда,
в) это деятельность, которая воздействует на некий предмет, существующий в природе.
Понятие труда, конечно, не исчерпывается указанными мной пунктами, но об этом дальше.

Теперь мы можем видеть, почему деятельность бобра и других животных не равна человеческому труду (здесь мы не говорим о человекообразных обезьянах, и в дальнейшем станет ясно, почему). Разберем по пунктам:

А) Бобры, муравьи и другие животные изменяют природу, действуя инстинктивно, а не целесообразно. Если мы возьмем детёныша бобра, когда он только родился и не успел ещё ничему научиться у своих родителей, то окажется, что он всё равно будет строить плотины. Возможно, это будут плохие плотины, так как у животных жизненный опыт также имеет большое значение, но всё же это будут плотины, похожие на те, что строят его родители и другие бобры.
Даже лишённые привычной среды обитания, в которой, казалось бы, никаких запруд и плотин строить не нужно, бобры всё равно продолжают их строить, например, затыкают стоки для воды в зоопарках [5].

О муравьях и пчёлах, думаю, и говорить не стоит – они будут создавать свои муравейники и ульи вне зависимости от окружающей их обстановки: дома у человека, в диком лесу или в экспериментальной лаборатории, то есть не будут руководствоваться в своей деятельности требованиями среды. Таким образом, мы видим, что животные в своих действиях руководствуются не достижением некой заранее поставленной цели, а большей частью своими инстинктами, то есть их деятельность не целесообразна.

Однако здесь мне могут вполне резонно возразить, приведя примеры деятельности птиц из семейства врановых и попугаевых. В задачах, которые задают им экспериментаторы, эти птицы действительно демонстрируют целесообразность своих действий, поэтому следующие два пункта мы разберём на их примере. На первый взгляд противоречий вышеуказанным нами пунктам нет:

Б) Птицы семейства врановых и попугаи не только заранее просчитывают, какой цели они хотят достичь, но и используют орудия труда – палки, палочки, причём некоторые птицы даже изготавливают их самостоятельно.

В) Этим изготовленным предметом подобные птицы пытаются достать орех или личинку, то есть воздействуют орудием труда на предмет труда.
Многочисленные видео на эту тему можно найти в интернете [6].

Фото №1


https://www.planet-wissen.de/natur/voegel/rabenvoegel/diekronedervogelschoepfung100~_v-gseagaleriexl.jpg

Казалось бы, труд налицо. Но продолжим разбирать понятие труда дальше и посмотрим, что же мы пропустили:

«В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели».

«Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей».

«ТРУД, - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей».

То есть, чтобы получить полноценный труд, нужно:
- изменить предмет природы,
- создать новый предмет,
- не просто изменить или создать новый предмет, а сделать это с помощью орудий труда.

И тут мы видим, что даже если птицы изменяют своими лапками/клювом природный предмет (палочку) и создают орудие труда (создают новый предмет), то следующему требованию они уже не удовлетворяют: с помощью созданного ими орудия труда они не меняют предмет своего труда, то есть орех, а лишь присваивают его.

То же самое нужно сказать о создании этими птицами орудий труда: они создают их, то есть изменяют природные предметы под свои нужды, используя лишь свои собственные конечности, но не какой-либо созданный ими ранее предмет, то есть не создают при помощи орудий труда новые орудия труда. Получается, что орудия труда данные птицы используют лишь для захвата природных предметов, но не для их изменения и, тем более, создания чего-то нового.
Таким образом, деятельность животных, в том числе и таких умных, как птицы семейства врановых или попугаевых, хотя и имеет некое целеполагание в своём процессе, настоящим трудом в человеческом смысле не является.

Итак, мы выяснили, что трудом является целесообразная деятельность, в процессе которой при помощи орудий труда создаётся нечто новое, чего до этой деятельности в природе ещё не существовало.

Возникновение орудийной деятельности наших предков

К сожалению, доподлинно заглянуть в древность мы не можем, однако можем предположить, учитывая многочисленные останки древних гоминид, что они жили группами и часто подвергались нападению хищников. Если мы посмотрим на наших ближайших родственников – шимпанзе, то увидим, что для защиты от хищников они используют природные предметы, например, забрасывают леопардов ветками и камнями. Можно предположить, что наши предки могли использовать камни и ветки в таких же целях и когда жили в лесах, и когда местность, где они жили, стала саванновой.

Однако если в лесу было легко найти ветки для защиты, к тому же существовала возможность залезть на деревья, где они были в большей безопасности, чем на земле, то в саванне подобные орудия защиты должны были стать для наших предков куда более значимыми. Необходимость этих орудий для выживания, вполне возможно, заставляла наших животных предков внимательнее относиться к этим предметам и стараться всегда иметь их рядом с собой. Из необходимости постоянно иметь рядом с собой некий предмет для защиты навык пользования им мог становиться всё лучше и лучше.

Также из этого навыка мог развиться другой – использование этого предмета не только в целях защиты. Впрочем, можно предположить, что наши предки использовали эти природные объекты – палки и камни – не только для защиты, но и для добычи какой-то пищи ещё в лесу, а в саванне стали использовать чаще.

Однако каким же образом от простого использования природных объектов предок человека перешёл к изменению этих объектов? Начало этому, вероятно, нужно усмотреть в том, что не все природные объекты годятся в употребление в качестве орудий труда в своём первозданном виде.
Выше мы приводили примеры птиц, которые изменяли палочки для того, чтобы было удобнее захватить кусочек пищи. Но деятельностью по изменению природных объектов под свои нужды, конечно же, в ещё большей степени занимаются наши ближайшие родственники – шимпанзе. Например, они подготавливают прут для ловли термитов – очищают его от листьев и мелких веточек. Есть популяции, где из больших листьев изготавливают «кружки» для воды или делают губку из жёваных листьев, чтобы добывать воду из дупла.

Есть такие шимпанзе, которые охотятся на других животных, например, в Национальном парке Уганды. В качестве добычи могут выступать более мелкие обезьяны: колобусы, галаго и даже карликовые антилопы – дукеры. Перед охотой шимпанзе подготавливают себе «копья»: выбирают подходящую ветку, очищают её, а также обгрызают конец, видимо, чтобы сделать более острым. Многочисленные статьи на эту тему предлагает ресурс scisne.net [7.1],[7.2],[7.3], [7.4], [7.5].

Также орудийную деятельность шимпанзе в своих книгах «Достающее звено» и «Эволюция человека» описывают С. Дробышевский, российский антрополог, и А. Марков, биолог и популяризатор науки.

Но если изменить ветку относительно легко, то с камнями ситуация другая. Известно, что шимпанзе в Национальном парке Берега Слоновой Кости, когда идут к ореховым деревьям, заранее берут с собой камни, так как не все камни подходят для колки орехов. В Национальном парке Таиланда шимпанзе запоминают, где оставили камень, которым они пользовались в прошлый раз, и следят за тем, кто и куда его перемещает [8].

В Национальных парках Таи (Кот-д'Ивуар) и Боссоу (Гвинея) шимпанзе для колки орехов используют не один камень, а два: один в качестве молотка, а другой – наковальни. Понятно, что найти такие камни ещё сложнее, поэтому обезьяны хранят их под подножием ореховых пальм [9].

Фото №2


https://images.newscientist.com/wp-content/uploads/2019/12/09155508/mff3bx.jpg

Наши предки, вынужденные в условиях саванны часто пользоваться орудиями защиты и добычи пищи, наверняка быстро научились изменять ветки под свои нужды (если не научились этому ещё при жизни в лесу). Но, возможно, путь к освоению камня был более сложным. Как мы видели из примеров с шимпанзе, найти подходящий камень труднее, чем сделать себе орудие из ветки. А о том, чтобы обезьяны целенаправленно обрабатывали камни для своих нужд, пока говорить не приходится.

Учёные предполагают, что первыми, скажем так, «обработанными» каменными орудиями могли быть осколки или обломки, которые получаются при расколке, например, тех же орехов [10]. Такие обломки камней во множестве можно найти в местах деятельности обезьян. Есть даже археология шимпанзе [11.1], [11.2]. Однако тут встаёт вопрос: если для нужд шимпанзе хватает необработанного камня, то почему нашему предку не хватило? Почему наш предок решил воспользоваться не целым камнем, а осколком?

Здесь надо вспомнить, что среда обитания наших предков постепенно изменилась, а вслед за этим изменился и рацион их питания. Если снова продолжить аналогию с современными шимпанзе, то они, хоть и употребляют мясо и прочую белковую пищу, но их рацион в основном состоит из плодов, орехов и другой лесной растительности. Наши же предки вследствие изменения климата оказались в саванне. Естественно, это случилось не вдруг, а постепенно, и их рацион и методы добычи пищи тоже менялись постепенно.

В статье «Нижний палеолит» на портале Антропогенез.ру антрополог С. Дробышевский и археолог Е. Беляева пишут: «Вероятные причины возникновения трудовой деятельности видятся в свете вышеприведённых данных в большей эффективности использования ресурсов при применении орудий» [12].
Видимо, добывать еду в саванне было сложнее, чем в лесных условиях, и нашим предкам приходилось придумывать различные способы увеличения количества пищи, и использование при этом орудий труда увеличивало их рацион. Авторы статьи указывают на это: «Немаловажным фактором возникновения орудийной деятельности стало изменение типа питания предков человека, переход к всеядности».

Как мы помним, первый в линии Homo, Человек умелый (2, 3 – 1,5 млн. лет назад) , не просто создавал каменные орудия, но пользовался ими для обработки мясной добычи. Древнейшие свидетельства этого содержат находки в Канжере Южной на юго-западе Кении [13]. Останки самых древних животных со следами орудий, найденные здесь, датируются примерно 2 млн. лет, а вывод статьи таков: данные находки свидетельствуют о хищническом поведении гоминид. Хомо хабилис не просто поедал мясо и разламывал кости умерших животных, но, очевидно, охотился на них.

Таким образом, мы видим, для чего Человеку умелому понадобилось изменять камни – они были нужны ему для мясной пищи. Вполне возможно, что этими орудиями пользовались для добычи и другой еды, например, выкапывания корней и клубней, чем занимаются сейчас шимпанзе, но таких свидетельств, конечно же, не осталось. В основном учёные располагают следами каменных орудий на костях животных.

Однако не нужно думать, что хабилисы (либо их предки) сразу начали резать мясо каменными осколками. Вероятно, камнями вначале забивалось животное, затем разбивались его кости и череп (как раз в Канжере Южной найдены такие останки). Либо, найдя падаль, гоминиды отгоняли с помощью камней и палок других животных. И, возможно, в процессе раздела мясной добычи постепенно было обнаружено, что камнем можно ещё и резать – в той же Канжере Южной следы надрезов в большинстве случаев находятся в определённых местах, то есть 2 млн. лет назад хабилисы уже освоили режущие свойства камня.

Впрочем, как ранее не все камни подходили под нужды предков людей, так и не все каменные осколки позволяли выполнять нужные манипуляции. Очевидно, что осколки или подходящие камни тоже нужно было дорабатывать. Научившись разбивать камни для получения осколков, научившись разбивать кости с помощью камней, древние люди могли применить эти знания к камням, но понимание этого происходило очень и очень медленно.

Древнейшими орудиями предков людей на данный момент считаются находки из Леди-Герару в Эфиопии, которые датируются временем 2,58-2,61 млн. лет назад. Здесь же, немного ранее, были найдены останки с переходными признаками от австралопитека к человеку (к Homo habilis) с датировкой 2,75-2,8 млн. лет назад [14], что примерно на 600 тысяч лет раньше найденных в Канжере Южной костей со следами обработки. Это говорит нам о том, что предки хабилиса, возможно, не сразу стали пользоваться своими орудиями для добычи мясной пищи, а, возможно, следы этого ещё не найдены.

Впрочем, орудия из Леди-Герару примитивнее олдувайских, которые создавали хабилисы 2 млн. лет назад, поэтому вполне возможно, что в период 2,58-2,61 млн. лет назад ими действительно пользовались не для мяса. Но с постепенным увеличением в своём рационе доли мясной пищи, гоминиды всё больше совершенствовали свои орудия и дошли до олдувайских технологий. Однако различия между этими культурами очень малы и видны только при тщательном исследовании, то есть прогресс хоть и шёл, но очень медленно.

Возникновение человеческого труда

Зададимся вопросом: являлась ли деятельность наших далёких предков трудом, ведь орудия они уже создавали? Исходя из определения труда, для выяснения ответа нам нужно узнать, изменяли ли они с помощью своих орудий труда тот предмет, на который была направлена их деятельность. К сожалению, от Человека умелого нам остались только кости животных со следами обработки. Получается, что с помощью орудий наши ранние предки лишь присваивали природные продукты, в том числе и мясо.

С другой стороны, первый шаг к труду ими уже был сделан: они создавали сами орудия труда, что тоже является частью трудовой деятельности. В этом наши предки действительно начали отличаться от других животных, также использующих природные средства для захвата пищи. Если животные в подавляющем большинстве случаев используют в качестве орудий природные объекты в неизменном виде, то наши предки начали изменять подобные предметы.

Ещё одно из условий труда – это целесообразная деятельность, значит, целесообразной должна быть и деятельность по созданию орудий труда.

Что означает целесообразность? Это значит, что до того, как мы примемся за работу, у нас в голове должен быть образ конечного результата. Например, если мы решим создать наконечник копья, то должны для начала мысленно его представить, и лишь затем попытаться привести булыжник в нашей руке в соответствие с этим представлением.

Глядя на созданные Человеком умелым (2,3 – 1,5 млн. лет назад) орудия труда, мы можем сказать, что в это время орудийная деятельность наших предков начала приобретать характер целесообразности. Культура Человека умелого – олдувай, или олдован. Орудия этого типа были далеки от намёка на стандарты, но содержали в себе хотя бы один острый край, ради чего, видимо, и создавались. Орудия были не сильно специализированы, одно и то же орудие могло использоваться в разных целях [15].

Фото №3. Орудия труда олдувайской культуры


https://civilka.ru/wp-content/uploads/2015/08/olduvai_orudija.jpg

Творения следующего нашего предка, Человека прямоходящего (1,5-0,4 млн. лет), стали более определённой формы. Культура Человека прямоходящего – ашель. По следам на ашельских орудиях мы видим, что им целенаправленно придавали нужную форму [16]. Начинает появляться специализация орудий. Возможно, именно в это время создание орудий окончательно приобрело целесообразный характер [17].

Фото №4. Орудия труда ашельской культуры


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c6/NOR1521.JPG

Итак, нашими предками времени Человека прямоходящего стали выполняться два условия из трёх для того, чтобы получился полноценный человеческий труд: это создание самих орудий труда и целесообразность в их создании. Третье условие – создание чего-то нового с помощью орудий труда пока выполнялось ими только частично, так как они изготавливали с помощью своих орудий только другие орудия. Но даже это частичное выполнение третьего условия разделило деятельность предков человека на два основных направления: присваивающую (животную) и производящую (человеческую).

С момента возникновения производящей или производственной деятельности, она начинает всё больше и больше влиять на присваивающую, так как именно с помощью орудий труда наши предки присваивали природные предметы – в основном, пищу. Используя орудия, можно было присваивать больше видов пищи, и делать это было легче.
Таким образом, чем нужнее становились орудия, тем больше они применялись. Чем больше применялись – тем больше задач с их помощью пытались выполнять наши предки. В процессе выполнения этих новых задач неизбежно было совершенствование применяемых орудий, что в свою очередь, снова влекло расширение круга выполняемых задач.

Мы можем проследить такое изменение на примере орудий наших предков. Если у Человека прямоходящего орудия труда не сильно специализированы, то у гейдельбержцев специализация орудий увеличивается, а у Человека разумного становится абсолютной. Мы видим, что целесообразность в создании орудий труда постепенно возрастает, предки человека намеренно придают своим творениям тот или иной вид, подходящий под конкретное его использование.

Фото №5. Орудия труда верхнего палеолита


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/bs/thumb/3/38/Paleolitski_alat.jpg/1200px-Paleolitski_alat.jpg

Специализация орудий позволяет выполнять намного больше задач. Теперь люди – уже люди – производят с помощью орудий труда не только сами орудия или добывают пищу, но и делают другие вещи, необходимые им для жизни – оружие, одежду, жилище, посуду, и даже игрушки и украшения, то есть целесообразно создают с помощью своих орудий то, чего до их деятельности в природе не было. На этом этапе мы можем говорить о том, что орудийная деятельность людей стала полноценным трудом.

Основные этапы возникновения труда

Итак, мы узнали, что труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда изменяет природные объекты и создаёт нечто новое, то, чего до его деятельности в природе не существовало.

Основные этапы возникновения труда:
- с выходом гоминид в саванны орудия защиты стали более необходимыми, гоминиды старались иметь их рядом (возможно),
- также гоминиды старались иметь их рядом с собой, так как орудия помогали добывать больше ресурсов/пищи (возможно),
- не все природные объекты можно было использовать для добычи ресурсов в их первозданном виде, их приходилось корректировать,
- если деревянные орудия корректировать было легче, то с каменными было труднее, приходилось искать подходящие камни,
- потребность в увеличении рациона подтолкнула гоминид к большей всеядности, а всеядность – на увеличение способов добычи пищи,
- мясная пища в рационе могла подтолкнуть на увеличение использования каменных орудий,
- каменные орудия тоже годились не все, их тоже приходилось «дорабатывать»,
- возможно, первыми «сделанными» каменными орудиями были осколки или обломки камней, получившиеся в результате их использования,
- первоначально деятельность по изменению каменных орудий была рефлекторной, то есть неосознанной, но по орудиям Человека умелого, Человека прямоходящего, Человека гейдельбергского и Человека разумного мы можем отследить, как постепенно увеличивается целесообразность в их создании.

Выводы

Мы видим, что трудовая деятельность появляется не на пустом месте. Она стала ответом на вызовы среды, необходимым средством для выживания наших предков.

Животное в ходе приспособления к среде изменяется морфологически посредством естественного отбора, например, у слона постепенно вырос хобот, у лисы появилась пушистая шуба и защитный окрас и т.д. Также у животных закрепляются многие действия, которые помогают им выживать: втягивание когтей кошачьих при ходьбе, замирание или мгновенный бег, впадание в спячку в период, когда нет еды и т.д.

Человек также менялся морфологически в ходе приспособления к среде, особенно сильно это заметно на эволюционном пути от австралопитека до гейдельбергского человека, но с развитием трудовой деятельности подобное приспособление уменьшалось. Человек стал приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде другим путём – через создание орудий труда и искусственной среды. Когда он не имел силы разорвать мясо, он придумал резать его камнем. Когда ему нужно было выкопать корнеплод, пользовался камнем или палкой. Когда нужно было убить животное сильнее себя – бил его булыжником, а позже - копьём. Когда ему было холодно, он разводил огонь, шил одежду из шкур животных.

Во всех этих случаях предок человека не стал изменять свой организм, а поставил между собой и природой технику. Камень и палка стали продолжением его тела, его руки. Они замещали то, чего не хватало нашим предкам, позволяя более эффективно приспосабливаться к окружающей среде. Именно поэтому создание и использование орудий труда стало для человека неотъемлемой частью его жизнедеятельности. Труд, таким образом, появился как необходимое для наших предков приспособление для выживания.

Мы рассмотрели, как и почему появился труд. В дальнейших статьях разберём другие аспекты трудовой деятельности и то, каким образом они повлияли на возникновение человеческого общества.

Продолжение следует...

Оксана Елисеева

Примечания:

[1] https://esperanto.mv.ru/Marksismo/Antiduering/
[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Труд
[3] https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3515/%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%94
[4] http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=32398
[5] Статья о бобрах, https://zooclub.ru/mouse/bobr/2-2.shtml
[6] https://www.youtube.com/watch?v=RtaKc2nyZbc
[7.1] https://scisne.net/a-2440
[7.2] https://scisne.net/a-2441
[7.3] https://scisne.net/a-2472
[7.4] https://scisne.net/a-1671
[7.5] https://scisne.net/a-109
[8] http://www.zoofirma.ru/zhivotnye/sekrety-prirody/2619-shimpanze-obuchaet-detenysha-kolot-orehi.html
[9] http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7875/
[10] Таких взглядов придерживались, например, археологи Обермайер, 1913, с. 131; Равдоникас, 1939,1, с. 194; Замятнин, 1951, с.117; Паничкина, 1953, с.13, 26; С. Семенов, 1957, с.56. – Данные взяты из книги Семенова Ю.И. «Как возникло человечество».
[11.1] https://scisne.net/a-1068
[11.2] https://primatology.net/2007/02/13/chimpanzee-archaeology-stone-tools-made-by-chimps-from-4300-years-ago/
[12] https://antropogenez.ru/zveno-single/123/
[13] https://antropogenez.ru/single-news/article/333/
[14] Время существования гоминид в статье указано по данным портала Антропогенез.ру., https://antropogenez.ru/single-news/article/810/
[15] https://antropogenez.ru/zveno-single/125/
[16] А. Марков «Эволюция человека», 2-я книга, раздел «Что могут палеолитические орудия рассказать о мышлении наших предков?»
[17] https://antropogenez.ru/zveno-single/127/

Использованная литература:

1.Семёнов Ю.И. Как возникло человечество. 2002 год. Главы 5 и 6.
2.Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. 1980 год. Глава 2.
( в работе Борисковского П.И. нужно перепроверять датировки, с 1980 года многие находки проверены заново и передатированы. Однако общей концепции книги это практически не меняет).

Tags: Елисеева, антропогенез, июнь 2020, общество, орудия труда, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments