Дмитрий (idealist_nsk) wrote in beskomm,
Дмитрий
idealist_nsk
beskomm

Капитализм – выбор ленивых

Подвигло меня написать данный пост увлекательное чтение материалов XIX съезда ВКП(б) (проходившего с 5 по 14 октября 1952 года, последнего съезда при Сталине).

Один из показательных докладов съезда –  уже упоминался в предыдущих публикациях. Но чтобы проникнуться и понять происходившее в стране в тот период – нельзя ограничиться прочтением одного только этого доклада.

Семь лет назад закончилась война. Практически всё народное хозяйство было в результате этой войны разрушено. Была уничтожена промышленность, сельское хозяйство, целые населенные пункты были стерты с лица земли. То немногое, что удалось эвакуировать и то, чего война не коснулась – было истощено сверхэксплуатацией в условиях войны.


За эти семь лет советские люди не просто абы как приспособились к разрухе, не просто восстановили утраченное, а по подавляющему большинству хозяйственных параметров – превзошли довоенный уровень! В послевоенный период, раньше чем, например, в Великобритании, была отменена карточная система распределения продуктов. За это же время многократно снижалась стоимость товаров народного потребления (общее снижение произошло в два раза). Показатели роста промышленности и сельского хозяйства отдельных советских республик – существенно превзошли аналогичные показатели, взятые суммарно по нескольким капиталистическим странам.

К примеру, хотя советские республики вышли из войны со значительно более разрушенным хозяйством, к началу 1952 г., Литовская ССР превзошла довоенный уровень промышленного производства в 2,4 раза, Латвийская – в 3,6 раза и Эстонская – в 4,1 раза, тогда как Норвегия, Голландия и Бельгия к этому времени лишь немного превысили довоенный уровень производства промышленной продукции.


В 1952 году, в пяти советских республиках – Узбекской, Казахской, Киргизской, Туркменской и Таджикской, имеющих населения около 17 млн человек, вырабатывается электроэнергии втрое больше, чем в Турции, Иране, Пакистане, Египте, Ираке, Сирии и Афганистане, вместе взятых, с их населением в 156 млн человек. А если сравнить по выработке электроэнергии одну советскую республику, например, Азербайджанскую, с Турцией, то оказывается, что в Советском Азербайджане, имеющем населения почти в семь раз меньше, вырабатывается электроэнергии в четыре раза больше, чем в Турции.


По степени развития высшего образования советские республики намного опередили не только зарубежные страны Востока, но и страны Западной Европы. Так, например, в Таджикской ССР на 10 тысяч человек населения обучается в высших учебных заведениях 58 человек, в Туркменской – 60, в Киргизской – 64, в Узбекской – 71, Азербайджанской – 93 человека. В то время как в Иране на 10 тысяч человек населения обучается в высших учебных заведениях 3 человека, в Индии – 9, Египте и Турции – 12, Швеции – 21, Италии – 32, в Дании – 34, во Франции – 36 человек.


Такие трудовые свершения становятся возможными только при условии, если труд становится первой потребностью жизни, перестаёт быть тяжкой повинностью, исполняемой исключительно для пропитания человека.

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

К. Маркс
«Критика Готской программы»


В том, что наши деды и прадеды были в шаге от воплощения этой формулы Маркса в жизнь, окончательно убеждаешься, когда читаешь уже решения XIX съезда. Никто не собирался останавливаться на достигнутом. Уверен, и в мыслях не было. Почивать на лаврах - не для людей охваченных страстью к созиданию, к труду. Убеждение в этом крепнет, когда видишь планы на грядущую пятилетку, и планы эти наполнены уверенностью превзойти удельные показатели выпуска продукции, довести до полной автоматизации отдельные производственные процессы, запустить новые производства, обуздать саму природу строительством оросительных систем и гидроэлектростанций.

Такой горячий энтузиазм может быть основан только на любви к труду, которая, в свою очередь питается осознанием того, что плоды твоего труда служат обществу, а плоды труда общества - служат тебе.

В условиях, когда у тебя есть возможность заниматься любимым делом, когда ты знаешь, что твой труд нужен обществу - лежать на диване будет только клинический лентяй.

Труд в радость, когда ты не просто веришь, а каждый день видишь, ощущаешь на собственном обеденном столе даже, что благодаря и твоему труду тоже «растет благосостояние народа», как не заезжена это фраза. Народа, а не кучки удачно устроившихся жуликов.

Что же мы видим на противоположном полюсе? Какие планы у капиталистической страны Россия, у её народа? На государственном уровне планы по развитию промышленности и сельского хозяйства  отсутствуют напрочь. Нельзя же называть планами субсидии и дотации на развитие малого и среднего бизнеса. Дотации эти в лучшем случае не играют никакой решающей роли для развития, в худшем – тупо эффективно осваиваются (читай – разворовываются).

А что в планах и мечтах рядового жителя?
- Реализовать схему отъема денег у населения – и не работать. Для нетерпеливых незаконопослушных неспособных.
- Выиграть в лотерею - и не работать. Для нетерпеливых законопослушных неспособных.
- Получить наследство – и не работать. Для терпеливых законопослушных неспособных.
- Организовать своё дело, заработать много денег – и не работать. Для терпеливых законопослушных способных.


Пожалуй, исчерпывающий список. В итоге всё сводится к «не работать». Если сам не успею – то дети или внуки не будут работать. Ну действительно, мало кто видит себя и своих потомков всю жизнь за рулем, за прилавком, станком, компьютером или с кайлом, лопатой. Никто не будет мечтать работать в компании, зная, что большая часть заработанного его трудом уходит на обеспечение роскошной жизни владельца этой компании. Кроме тех, кто считает это справедливым, а попросту  - кроме одураченных.

Так что из приведенного простого сопоставления двух характерных исторических периодов жизни одного и того же народа на одной и той же территории, вывод один: капитализм - он для ленивых.

Что видел для себя в будущем человек, живший в период сталинского социализма? Возможность свободно трудиться, заниматься любимым делом, быть востребованным обществом.
Что видит для себя в будущем человек, живущий сегодня? Возможность где-то взять денег, чтоб не работать самому, ну или детям.

В качестве послесловия:

«Институт был битком набит сотрудниками. Казалось, их было даже больше, чем в будний день. В кабинетах и лабораториях вовсю горели огни, двери были распахнуты настежь. В институте стоял обычный деловой гул: треск разрядов, монотонные голоса, диктующие цифры и произносящие заклинания, дробный стук «мерседесов» и «рейнметаллов».

Трудовое законодательство нарушалось злостно и повсеместно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней лёгкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно.

…они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек – маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова»

А. и Б. Стругацкие
«Понедельник начинается в субботу»
Tags: XIX съезд, история, капитализм, коммунизм
Subscribe

  • Карикатура "Рабочее место депутата"

    Продолжаем творческую рубрику Бескома - политическая карикатура. Наступила весна. Красятся детские площадки, ставятся новые лавочки во дворах, а…

  • Макаренко о буржуазной демократии

    Антон Семенович Макаренко (13 марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог-новатор, на своем многолетнем опыте проследил процесс…

  • О детской литературе [Правда 1952]

    Роль детской литературы в воспитании подрастающего поколения огромна и важна. Помимо воспитания любви к чтению, что сейчас становится проблемой всё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments