Юрий (rainitka) wrote in beskomm,
Юрий
rainitka
beskomm

Categories:

Повысить уровень экономической подготовки инженерных кадров

В очередном выпуске рубрики «Лучше один раз прочесть» предлагаем вниманию читателей статью газеты "Правда" №3 от 03 января 1949 г., в которой речь пойдет о проблемах развития предприятий и повышения профессионального уровня трудящихся.

Повысить уровень экономической подготовки инженерных кадров

«Советский народ с огромным воодушевлением претворяет в жизнь величественный план послевоенного восстановления и развития народного хозяйства. Вдохновенный труд народа проходит под знаком решительной борьбы за экономию государственных средств, за рентабельную работу всех предприятий.

Патриотическое начинание работников промышленности Москвы — дать стране в 1948 году 2 миллиарда рублей сверхплановой экономии — нашло широкий отклик во всех уголках нашей великой Родины и было осуществлено с огромным успехом. Инженеры, техники, рабочие прилагают силы к тому, чтобы еще лучше вести наше хозяйство, с максимальной эффективностью использовать огромные резервы, которыми располагает социалистическая промышленность.

Овладение экономикой производства является для наших руководящих кадров инженеров и техников необходимым оружием в их дальнейшей борьбе за повышение рентабельности предприятий.

«Пишите сколько угодно резолюций,— указывал товарищ Сталин,— клянитесь какими угодно словами, но если не овладеете техникой, экономикой, финансами завода, фабрики, шахты—толку не будет, единоначалия не будет» («Вопросы ленинизма», стр. 327).

Советский инженер, на каком бы участке он ни работал, призван быть не только хорошим специалистом-техником, но и организатором производства. Он должен знать социалистическую систему хозяйства, характер ее экономических законов, вопросы расширенного социалистического воспроизводства, знать особенности длинного производства, владеть методикой планирования, подробно разбираться в вопросах экономики и финансов, заработной платы, производительности труда, хозяйственного расчета, глубоко анализировать хозяйственную деятельность предприятия и делать из этого анализа правильные выводы.

На основе изучения и обобщения опыта социалистического производства наши высшие учебные заведения достигли некоторых успехов в экономической подготовке будущих инженеров. Однако надо признать, что экономическая подготовка студентов все еще значительно отстает от возросших задач хозяйственного руководства предприятиями.

Буржуазные экономисты в своем стремлении увековечить законы капиталистической зксплоатации разрабатывают учения о единичном предприятии, которое в конкурентной борьбе противопоставляет себя всему остальному хозяйству.

В наших условиях каждое предприятие представляет часть единого планомерно организованного социалистического хозяйства. Поэтому партия в свое время разгромила взгляды тех экономистов, которые стремились перенести буржуазное учение о предприятии в наши советские условия сторону работы социалистического предприятия. Забыв призыв товарища Сталина об овладении экономикой, финансами завода, фабрики, шахты, они подменили рассмотрение проблем социалистического предприятия схоластическими рассуждениями о чуть ли не автоматически действующих закономерностях развития социалистического хозяйства. Вульгаризируя положения политической экономии социализма, они не насыщали преподавание конкретными материалами из практики развития отрасли или предприятия.

Например, в книге «Основы экономики кожевенно-обувной промышленности, на данной в 1947 году, не только не уделено внимания работе социалистических предприятий, но и не рассмотрена в целом работа этой отрасли промышленности. Совсем не освещены вопросы использования основных и оборотных средств, вопросы планирования производства, себестоимости, финансов, хозрасчета, рентабельности. Это, к сожалению, относится и к другим учебникам и учебным пособиям. Не удивительно, что студент, прослушав подобный курс, не умеет рассчитать себестоимость, проанализировать ее, не может прочитать баланса, не знает финансового хозяйства и в результате не умеет бороться за рентабельность.
До чего некоторые экономисты робко подходят к изучению конкретной экономики предприятий, говорит, например, предисловие доцента Любовича к его книге «Экономика машиностроительного завода». В этом предисловии он пишет: «Выделяя вопросы экономики машиностроительного завода как самостоятельный об'ект изучения... автор не имеет намерения создавать какую-то особую научную дисциплину об экономике предприятия». Между тем экономика предприятий должна преподаваться именно как научная дисциплина.

Другие экономисты подменили предмет экономики и организации социалистической промышленности повторением материала, относящегося к техническим дисциплинам. Они не выявляют преимуществ организации и планирования социалистических предприятий, рассматривают вопросы в отрыве от наших советских условий. Особенно это относится к курсам организации социалистического производства.

Характер экономической подготовки инженеров надо полностью подчинить тем требованиям, которые ставятся перед специалистами на социалистическом предприятии. В 1929 году ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) предложил ввести преподавание во втузах отраслевой экономики и четко сформулировал эти требования. В решениях пленума указано, что наши технические кадры «должны обладать достаточно глубокими специально-техническими и экономическими знаниями, широким общественно-политическим кругозором и качествами, необходимыми для организаторов производственной активности широких масс трудящихся» («ВКП(б) в резолюциях и решениях с'ездов, конференций и пленумов ПК». Часть II, стр. 368. Госполитиздат, 1940 г.).

Выполняя эти указания партии, необходимо наряду с улучшением преподавания основ марксизма-ленинизма, политэкономии резко улучшить и экономическую подготовку будущего инженера. Методологическая основа этой подготовки нам дана в трудах товарища Сталина и в решениях партии и правительства о советском социалистическом хозяйстве и о развитии отдельных его отраслей.

Преподавание экономики, организации и планирования целесообразно начинать с освещения экономики данной отрасли в неразрывной связи со всем народным хозяйством. Центральное место надо отводить вопросам экономики и организации производства на социалистическом предприятии. Здесь следует рассмотреть вопросы об экономике основных фондов, оборотные средства, организацию труда и зарплаты, организацию и экономику основных процессов производства, производительность труда и себестоимость, баланс, финансовый план предприятия, капитальные работы, планирование, управление предприятием. Первым опытом такого освещения экономики, организации и планирования в области жилищного хозяйства, например, является недавно вышедшая книга Д. Л. Бронера «Курс жилищного хозяйства» и некоторые другие.

Необходимо, чтобы профессора и преподаватели, читающие курсы экономики, организации и планирования предприятия, чаще бывали на предприятиях, изучали опыт их работы, анализировали его. Это обогатит наши кадры преподавателей, поможет им правильно обучать студентов и одновременно оказывать помощь социалистической промышленности.

Изучение и преподавание экономики, организация и планирования должно быть глубоко партийным и принципами. Преимущества развития социалистического хозяйства наиболее ярко можно проиллюстрировать на примерах конкретной отрасли и предприятия. Ведь многие отрасли нашей промышленности целиком созданы в годы советской власти. А сколько живых примеров улучшения условий труда, быта, повышения культурного и материального уровня трудящихся можно привести, изучая организацию труда и заработной платы на наших социалистических предприятиях!

С целью улучшить экономическую подготовку инженеров Министерство высшего образования СССР значительно увеличивает время на преподавание экономика, организации и планирования производства. Но главное состоит в том, чтобы решительно повысить качество преподавания, его идейно-теоретический уровень. Воспитать у будущих инженеров чувство политической непримиримости ко всякого рода излишествам, к бесхозяйственности, к попыткам извращения принципов социалистической экономики и организации производства — такова задача.

Наши экономисты и организаторы имеют прекрасный пример глубокого партийного и теоретического освещения вопросов экономики и организации производства, базирующегося на огромном фактическом конкретном материале социалистического хозяйства. Это — работа Н. А. Вознесенского: «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». Только такое сочетание глубокой партийности с конкретизацией материала на примерах отдельных отраслей и предприятий обеспечит правильное построение и преподавание экономики, организации и планировании производства и улучшит экономическую подготовку инженеров.

Для этой же цели необходимо перестроить и преподавание специальных технических дисциплин. Нередко преподаватели специальных дисциплин, говоря о новых технологических процессах, о конструировании новых машин, не освещают экономических преимуществ нового технологического процесса, новой машины. Это неверно. Следует пересмотреть программы специальных дисциплин, насытить их технико-экономическими показателями, характеризующими экономическую эффективность внедрения и освоения новых схем и механизмов. Это позволяет будущим инженерам овладеть методикой подсчетов экономической эффективности различных технических мероприятий.

Требуют пересмотра также и программы специальной преддипломной практики студентов. Студенты обязаны знакомиться на практике не только с технологией производства, но и с его экономикой и организацией и отразить эти вопросы в своих отчетах.

Вопросы экономики предприятий и организации производства надо шире освещать и в дипломных проектах. Как показала проверка ряда высших учебных заведений, в том числе Московского высшего технического училища им. Баумана, Харьковского машиностроительного и Ленинградского политехнического институтов. Института стали в других, в дипломных проектах студентов нередко совершенно отсутствует экономическое обоснование. В тех же проектах, где экономические разделы имеются, вопросы экономики разработаны формально, неглубоко и не составляют органической части проекта. Например, в дипломном проекте студента тов. Архангельского на тему «Мартеновский цех в условиях Магнитогорского завода с подачей обогащенного кислородом воздуха» запроектированная себестоимость одной тонны стали на 30 процентов превышает фактическую себестоимость ее. В дипломных проектах студентов некоторых горных вузов вопросы экономики сводятся к двум—трем табличкам о составе рабочей силы, о расходе крепежных материалов на участке. Основные вопросы горного дела — метод вскрытия, система разработал — экономически не обосновываются. В будущем такие дипломные проекты без экономической и организованной части не следует допускать к защите.

Профессора и преподаватели конкретных экономических дисциплин наших вузов обязаны также помочь повышению экономической подготовки инженерно-технических работников наших социалистических предприятий. Наряду с организацией специальных курсов повышения экономической подготовки инженеров-производственников необходимо чаще практиковать выезд работников кафедр на предприятия для чтения лекций. Конечно, для этого им придется предварительно изучить на месте экономику и организацию предприятия, чтобы иллюстрировать лекции конкретными примерами.

Перестройка преподавания экономики и организации производства потребует большой работы наших преподавательских кадров над всесторонним повышением собственной квалификации. Преподавателям специальных экономических кафедр надо создать благоприятные условия для составления учебников, диссертационных работ и т. д. При кафедрах, где для этого уже имеются надлежащие условия, необходимо организовать аспирантуру, чтобы обеспечить подготовку квалифицированных педагогических кадров, особенно для периферийных вузов. Необходимо укрепить техническую базу кафедр отраслевой экономики и организации производства. Создание кабинетов, оснащенных пособиями и аппаратурой, расширение библиотечного фонда, выделение средств для научных командировок на производство и т. п. поможет научному росту преподавательских кадров, повысит качество преподавания.

Перед профессорско-преподавательским составом кафедр экономики и организации производства стоит большая и почетная задача. Необходимо в кратчайший срок пересмотреть программы, создать новые высококачественные учебники по экономике отдельных отраслей народного хозяйства, экономике, организации и планированию на социалистических предприятиях. Наш долг перед страной—решительно улучшить экономическую подготовку студентов. Надо, чтобы наши инженеры, придя на производство, могли проявить себя, как достойные организаторы и практические руководители той героической борьбы, которую ведет наш народ за дальнейший под'ем социалистического хозяйства.

С. Кафтанов
Министр высшего образования СССР»

Комментарии редакции:

Высокие цели и задачи социалистического государства повышают требования ко всем отраслям народного хозяйства от образования до производства, повышают требования и к советским кадрам. Несмотря на высокую планку, труд на благо своей страны, на благо всего социалистического общества не в тягость и касается каждого человека: от рядового работника фабрики или завода, до работников науки и культуры. Необходимыми условиями для коммунистического строительства должны стать возможности для развития каждого человека, наличие стимулов к прогрессу. Трудящиеся должны требовать для себя подобных условий от государства, а государство обязано следить за тем, чтобы трудящиеся пользовались предоставленными возможностями со всей ответственностью и наиболее полно. Путь в светлое будущее труден, извилист и далек. Чтобы его преодолеть, трудящимся необходимо приложить огромные усилия, однако необходимость преодоления этого пути должна быть очевидна для каждого - это достойная жизнь, достойная старость для человека труда и достойное будущее для его детей.

В капиталистическом государстве, где правит закон максимальной прибыли, где частная собственность на средства производства одновременно является и кандалами для трудящихся, наемный работник отчужден не только от управления страной, но и от продукта собственного труда, от коллег и от общества.

После падения СССР и вхождения России в мировое разделение труда, прошла "оптимизация" отраслей под нужды мирового хозяйства - пресловутая деиндустриализация, наша экономика стала однобокой. В живых остались отрасли промышленности способные приносить высокие прибыли капиталистам при новой конъюнктуре, некоторые из стратегических отраслей сберегло буржуазное государство. В промышленном развитии нашей страны капиталисты не заинтересованы, они нашли способ извлекать максимальную прибыль в оставшихся отраслях, выкачивая из земли углеводороды, толкая за рубеж лес, пшеницу, металлы, собственную территорию. Для сырьевой экономики не нужны высококвалифицированные кадры в том объеме как для экономики СССР (РСФСР), а следовательно высококлассные образование, наука, культура и прочее. Скорее всего капиталистам не нужно и такое количество населения, поэтому власть всеми возможными способами сживает со света трудящихся. Нет трудящихся – нет проблем. Возникает вопрос: согласны ли с этим сами трудящиеся? Если нет, то пришла пора сказать капиталистам - хватит!

К.Планктонов, Ю. Пыльцов


Метки: #Правда1949 #Правда0349 #факты #образование #производство #социализм #капитализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments